Летом 2020 года состоялась одна из самых удивительных наших поездок по Большому Кавказу. Мы решили открыть для себя новые горизонты и отправились в путешествие по Северной Осетии. За один день мы посетили сразу несколько местных достопримечательностей. Начали с Куртатинского ущелья.
Куртатинское ущелье в Северной Осетии. Как проехать на машине.
Выехали мы из Ессентуков в 6 утра и взяли курс в сторону Нальчика. По этой дороге мы в своё время уже ездили на Эльбрус и на Чегемские водопады. Теперь по трассе Р-217 мы поехали гораздо дальше. Проехав Нальчик по объездной дороге, продолжили движение до Эльхотово. По пути увидели указатель на Иран. Не пугайтесь, это всего лишь небольшой населённый пункт в Северной Осетии. Доехав до Карджина, свернули на трассу А-164 на Ардон и дальше поехали до Алагира. По пути дорога пересекала несколько горных речек, но мне запомнился только одна — Терек.
За Алагиром на кольце крутым разворотом свернули на трассу А-162 на Владикавказ и, минуя Хаталдон, перед Дзуарикау свернули направо. В этом месте начинается Куртатинское ущелье. Дорога пошла вдоль речки Фиагдон. Постепенно скалы стали сужаться, и через некоторое время мы увидели первые местные достопримечательности Куртатинского ущелья. Карта проезда к Куртатинскому ущелью представлена в конце этой страницы. Для подробностей проезда просто увеличьте масштаб.
Водопад Каскадный
На небольшой автостоянке скопилось несколько автомашин. Мы тоже решили остановиться. Оказывается, в этом месте находится облагороженный руками человека небольшой водопад. Судя по описанию на табличке, водопад Каскадный.
Облагорожен водопад по инициативе одного человека, бывшего руководителя Фиагдонского рудника Баскаева Николая Алихановича. О чём свидетельствует эта мемориальная доска.
Вода в водопаде очень холодная и чистая, мы с удовольствием утолили здесь жажду и немного взяли с собой в дорогу.
Зеркальный барс
Отъехав от каскадного водопада, через некоторое время мы вновь увидели импровизированную автостоянку. Остановились ещё раз. В глаза сразу бросилась одиноко стоящая скала с очень узким зазором от основного монолита. В самом низу ущелья протекает Фиагдон, вероятно, за миллионы лет вода и «отрезала» эту скалу. Как потом выяснилось, это место называется каньон Кадаргаван.
Рядом со одинокой скалой мы увидели ещё один интересный объект — Чёртов мост. Это свалившийся с горы огромный камень, который застрял между «берегами» Фиагдона. Экстремалы не преминули устроить там фотосессию. На застрявшем камне находится очень интересный арт-объект — Зеркальный барс.
Скульптура замаскировавшегося в засаде животного вызвала наше изумление. Чего только не увидишь, путешествуя по России. Покрытие из сотен зеркальных осколков подчёркивало маскировку затаившегося зверя. Отражённые в зеркалах скалы полностью маскировали скульптуру. В этом я убедился, просматривая отснятые кадры.
Явно этот арт-объект специально установлен на оживлённых туристических маршрутах для большего привлечения туристов. Осмотрев очередную достопримечательность, мы поехали дальше. Куртатинское ущелье Северной Осетии буквально манило нас вперёд. За каждым поворотом дороги мы были готовы увидеть ещё что-нибудь интересное.
Дзивгисская наскальная крепость
Аул Дзивгис был одной из целей нашего путешествия. Подъехав к нему, увидели вроде бы обычное горное селение, но что-то резало глаз. Старая оборонительная башня — первое древнее сооружение на нашем пути.
Прочитав табличку рядом с башней, поняли, что это так и есть.
Пройдя между домами, увидели необычное сооружение, как бы прижатое к скале. Древняя Дзивгисская крепость. Здесь нам очень повезло. Сразу за нами к Дзивгису подъехал туристический автобус. Экскурсовод повёл группу сначала по аулу, а потом к самой крепости. Мы потихоньку пристроились к туристам и стали слушать, о чём рассказывает экскурсовод.
Когда-то древние аланы (предки нынешних осетин) жили на равнинной местности. Алания представляла из себя мощное государство, занимавшее почти всю территорию нынешнего Северного Кавказа. Поход великого Джихандира уничтожил Аланию. Храбро бились аланы, но сила была не на их стороне. Уцелевшими разрозненными группами они ушли в горы и стали селиться на горных склонах. Одним из таких поселений был аул Дзивгис. Место было выбрано не случайно. Узкое ущелье позволяло контролировать территорию небольшим количеством воинов. Для усиления боевой мощи была построена крепость. До сих пор неизвестно, как в эту крепость поднимались люди. Этот единственный узкий проход специально был сделан для входа туристов, чтобы можно было осмотреть крепость изнутри.
Мы тоже полезли внутрь. Вход туда бесплатный и, как мы поняли, никем не контролируется.
Внутри обычная скала, заложенная стеной из дикого камня.
Многочисленные проёмы-окна сделаны для ведения боевых действий. Внутреннее помещение крепости позволяло разместиться в ней до 150 воинам. Местоположение её в ущелье позволяло сдерживать продвижение армии до 1500–2000 человек.
Кроме песка и камней внутри крепости ничего больше не было. Хоть крепость и охраняется государством, являясь памятником федерального значения, но как музей она не используется. Через проемы открывается вид на изумительный горный пейзаж.
Дзивгисский некрополь
Спустившись вниз, вдалеке увидели Дзивгисский некрополь, но подходить к нему не стали. Туристическая группа пошла к местному храму, и мы поспешили за ней.
Куртатинское ущелье в Северной Осетии продолжало открывать для нас свои достопримечательности.
Дзивгисский храм Уастырджи
Мы подошли к храму, от него веяло стариной. Точная дата построения храма неизвестна. Храм находится в прекрасном состоянии и является действующим. Просто так кого попало в храм не пускают, но для туристической группы было сделано исключение, видимо, по договорённости с турфирмой. Под шумок мы тоже вошли в этот храм.
Христианство пришло в Осетию из Грузии. В истории имеется много свидетельств о тесных связях и дружбе между грузинским и осетинским народами. Но христианство в Осетии имеет некое отличие от православия. Можно сказать, оно с примесью язычества.
Даже у входа на территорию храма на арке с древними колоколами лежат рога оленя, как символ жертвоприношения, чтобы задабривать богов, вымаливая у них лучшей доли. Два старинных церковных колокола над аркой при входе на территорию храмового комплекса — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах как приношения, дабы «на глас их приходили осетины прославлять Троицу».
В начале XX века храм был отремонтирован, о чём свидетельствует вмурованная в стену табличка с именами строителей, выполнивших эту работу.
Святой Уастырджи
Уастырджи — осетинский святой, покровитель путешественников и воинов, аналогичный православному Георгию Победоносцу. Многие осетины их отождествляют и считают Георгия Победоносца своим главным святым. Но некоторые думают по-другому. Они считают, что это абсолютно разные святые, что это герои разных эпосов и их нельзя отождествлять. Войдя внутрь храма, на его стенах мы увидели большое количество картин с изображением именно святого Уастырджи.
При кажущемся внешнем сходстве двух святых тут есть существенные различия в образах Уастырджи и Георгия Победоносца. На подавляющем количестве картин конь изображён трёхногим, а сам святой Уастырджи — это старец с белой бородой и усами. Георгий Победоносец, если помните, это молодой человек без бороды и усов. Осетины предпочитают поклоняться только старцам и не признают молодого святого.
Все картины — это подношения храму от местных жителей и гостей, которые приезжают сюда на основной праздник — неделя почитания Уастырджи в ноябре каждого года, который по времени совпадает с праздником окончания сбора урожая. На некоторых картинах есть таблички с именами людей, подаривших их храму.
Гости съезжаются не только со всей Осетии, но и со всей России и даже со всего мира. Праздник начинается в воскресенье с жертвоприношения быка или барана, которого специально откармливали для этого события. Люди садятся за столы, являющиеся одновременно и алтарём. За столом осуществляется молитва. К приготовлению жертвенных пирогов и ритуального пива допускаются только люди с чистой репутацией. Излишеств на столе нет, здесь не принято перебивать старших и сквернословить.
Внутри храма с потолка свисают священные очажные цепи, являющиеся символом единения нации. Есть легенда, согласно которой эти цепи были сброшены святым Уастырджи на землю. Люди, нашедшие их, восприняли это как дар богов, и на том месте, куда упали цепи, был построен этот храм.
Послушав экскурсовода и осмотрев храм, мы тихонько вышли и отправились дальше осматривать достопримечательности Куртатинского ущелья.
Фиагдонский мужской монастырь
Другое название монастыря — Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Монастырь был последним объектом, запланированным нами для осмотра в Куртатинском ущелье.
Это самый высокогорный мужской монастырь. Несмотря на свою молодость, Аланский Свято-Успенский мужской монастырь является местом паломничества христиан на Северном Кавказе.
Когда мы подъехали сюда, монастырь поразил нас своей необычностью. Построенный на холме из природного камня, он несколько отличается от традиционной архитектуры подобных сооружений. Монастырь, построенный в византийском стиле, напоминает средневековый замок. Чтобы войти в него, надо подняться по внешней крутой лестнице с довольно высокими ступеньками, что вызывает сложности у людей преклонного возраста.
Поднявшись наверх, я хотел зайти в главный храм, но он оказался закрытым. Монастырь был заложен недавно, в 2000 году, и по рабочим дням здесь ведутся работы по его росписи. Открытым он бывает только в выходные дни.
Пришлось довольствоваться только прогулкой по внешней террасе монастыря и осмотреть его снаружи.
Слева и справа от главного входа стоят древние оборонительные башни, отреставрированные вместе со строительством монастыря. Это фамильные башни Гусовых, возведённых в конце XVII века, о чём свидетельствует эта табличка на их стенах.
С террасы открывается красивый вид на окружающую местность. Можно в очередной раз полюбоваться красотами горного ландшафта.
Церковь во имя Жён — мироносиц
Рядом с монастырём стоит старая церковь во имя жён-мироносиц. Подробно о ней написано на мемориальной доске на стене церкви, читайте на фотографии ниже.
Скажу лишь, что в этой церкви находится местная святыня — список Иверской иконы Божией Матери, дар святой царицы Тамары. Оригинал иконы был утерян в годы войны.
Скажу лишь, что в 2003 году церковь восстановили силами монахов Аланского Свято-Успенского монастыря.
Куртатинское ущелье на карте
Ниже я представляю карту проезда до Куртатинского ущелья с указанием тех достопримечательностей, которые мы посетили в этом путешествии. Все подробности смотрите на карте. На мобильных турбо-страницах карта не видна. Чтобы увидеть её, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Куртатинское ущелье в Северной Осетии, 2020 год.
На странице использовались материалы сайта:
https://etokavkaz.ru/turizm/dzivgis-drevnee-svyatilishche-starinnye-obryady-i-krepost-v-skalakh