Мыс Тарханкут в Крыму


Мыс Тарханкут- самая западная точка Крыма. Именно в этом месте мы решили закончить наше путешествия по Крыму на машине летом 2022 года. Тарханкут в переводе с тюркского — это свободное, незанятое место.

Где находится, как доехать

Проехав транзитом Евпаторию, далее мы поехали на северо-запад. По трассе 35К-013 доехали до посёлка Черноморское и далее через Красносельское  до самого западного населённого пункта Крымского полуострова — Оленёвки.  Из природного ландшафта здесь преобладают только степи, как говорится, глазу не за чего было зацепиться. Но нас привлекло сюда не это. Нас интересовал мыс Тарханкут и береговая полоса Крыма в этом месте. Здесь, абсолютно ровная, как стол Крымская плита на 15-20 метров возвышалась над уровнем моря, имея обрывистый берег. Вот его- то мы и хотели посмотреть.

Морская прогулка по мысу Тарханкут, цена

Непосредственно на самом мысу Тарханкут находится причал, с которого можно совершить морскую прогулку. Чтобы случайные посетители не проехали мимо, на повороте на причал их встречает вот такой лихой корсар, махая всем рукой в нужном направлении. Рекламный баннер у дороги снимает все вопросы по поиску причала. Цена морской прогулки на август 2022 года составила 800 рублей. Для уточнения можно позвонить по телефону 7 978 100 89 49

Мыс Тарханкут Причал для морских прогулок

В катере размещается по 12-15 человек. Капитан катера, он же экскурсовод — общительный молодой человек, перед прогулкой рассказал нам о правилах техники безопасности. На море это никогда не лишнее. Мы отправились в путь.

Причал для морских прогулок

Сухогруз Ибрагим-Яким

Первым экспонатом в этом путешествии стал утонувший турецкий сухогруз Ибрагим-Яким. В декабре 2010 года этот сухогруз вышел из Николаевского порта с грузом стали в Турцию под флагом Камбоджи. Экипаж состоял из сирийских и индийских моряков. На траверсе мыса Тарханкут во время шторма, после неудачной попытки встать на якорь корабль сел на мель в километре от берега. В этом месте глубины относительно небольшие, порядка 5-ти метров. Ударившись о дно, корабль получил пробоину. После откачки топлива и снятия груза корабль ещё некоторое время оставался целым.

Сухогруз Ибрагим-Яким

Позднее судно разломилось пополам и носовую часть поглотила морская пучина.  На поверхности осталась только часть капитанской рубки. Теперь это экскурсионная достопримечательность.

Тарханкутский маяк

После обломков кораблекрушения мы подошли к Тарханкутскому маяку — самому западному маяку Крыма. В 2016 году маяк отметил свой 200-й юбилей. Высота маяка составляет 36 метров. Внутри маяка располагается винтовая лестница, имеющая 142 ступеньки и несколько смотровых площадок с окнами, ориентированными по четырём частям света.

Тарханкутский маяк

В настоящий момент Тарханкутский маяк является действующим. Он продолжает нести службу для облегчения судоходства в этом регионе. Но не везде, похоже, человеческие законы сотрудничают с законами природы. Лежащие в километре от маяка обломки корабля являются свидетельством этого.

Красный мыс и грот Лисья нора

Красный мыс получил своё название по розовато-рыжему оттенку породы, из которой он сложен. Даже в не совсем солнечную погоду это было заметно, когда мы к нему подошли. Рядом находится грот с интересным названием — Лисья нора. Откуда взялось такое название? Ну, что грот внешне похож на нору — это понятно, а лиса живёт в норах.  Происхождение названия «Лисья» довольно банально. Мыс называется «Красным», лиса по своему окрасу рыжая. По аналогии грот и прозвали «Лисьей норой».

Мыс Тарханкут Красный мыс и грот Лисья нора

Когда катер зашёл в грот, внутри было сумрачно, но интересно.

Никогда ещё не приходилось бывать в подобных местах. Сочетание любопытства и страха немного щекотало нервы.

Лисья нора

Грот оказался не глубоким, но очень интересным. Лиса здесь, конечно же, не жила, но один житель здесь всё-таки оказался — это эхо. Из-за небольших размеров голос экскурсовода здесь не повторялся несколько раз, но он приобрёл какие-то новые нотки, стал более звонким. Как только наш катер вышел из грота, голос стал прежним.

Мыслитель Тарханкута

Через несколько сотен метров наш катер подошёл к Белому мысу. Вроде бы и недалеко от Красного мыса, но порода, из которой природа сложила Белый мыс была на самом деле светлых тонов. Это самый высокий мыс на западном побережье Крыма. В пике его высота достигает почти 40 метров. На вершине Белого мыса находится интересный арт- объект. Называется он Мыслитель Тарханкута. С 2013 года Мыслитель сидит в позе лотоса и созерцает море. Установил его здесь скульптор из Санкт-Петербурга Александр Кит.

Мыслитель Тарханкута

Изначально скульптор планировал установить скульптуру мыслителя на джангульском побережье, в 5-ти километрах севернее Оленёвки. Заходящее за горизонт солнце должно было светить через отверстие в груди мыслителя символизируя красное сердце. Но там оказалась заповедная зона Джангульского урочища и ему не разрешили этого сделать. Пришлось установить мыслителя на Белом мысу.

Отходя от Белого мыса,катер прошёл мимо пляжа для йогов.

Мыс Тарханкут Пляж для йогов

Это образное название торчащих из воды невысоких острых камней.

Мыс Тарханкут Грот Пещера любви

Следующей достопримечательностью стал грот под названием Пещера любви. Я даже не ожидал, что наш катер протиснется под этим, очень низким входом в грот. Но мы всё-таки заглянули внутрь.

Мыс Тарханкут Грот Пещера Любви

Внутренний свод грота оказался выше входа и здесь можно было разогнуться. Своё название этот грот получил из-за своей необычной в формы. Внутреннее пространство грота по форме напоминает сердце. Это довольно большой грот. В одном из углублений находится небольшой песчаный пляж для двоих. Но днём здесь уединиться пе получится.

В Пещере Любви

Катера постоянно заходят в этот грот и будут мешать влюблённым. Ночью же здесь с подсветкой будет довольно романтично. При выходе катера из пещеры наш капитан порекомендовал дотронуться рукой до свода низкого прохода. Якобы есть поверие, если коснуться этого свода и загадать желание, то оно сбудется. Коснулись все, в том числе и я, загадав, чтобы свод стал немного выше. Я думаю, что со временем желание это сбудется.

Скала Черепаха

Со слов нашего капитана, в этом месте начинается небольшой природный зверинец. Первый экспонат в нём эта скала — Черепаха. Маленькая голова обращена к морю, за ней огромный панцирь и далее внизу маленький хвостик. На панцире располагается огромный трёхпалубный корабль.

Мыс Тарханкут Скала черепаха

С большой натяжкой я себе это представил. Больше всего похожим оказался маленький хвостик.

Лежащий на спине медведь

Следующий экспонат музея зверинца — лежащий в море медведь.

Мыс Тарханкут Скала Лежащий Мишка

Вот здесь аналогии было больше. Особенно хорошо удались голова и сложенные на груди передние лапы.

Большой Атлеш

Это место, где расположено несколько туристических объектов. Здесь есть дельфинарий, гостиница, кафе, смотровая площадка. На верху находится часовня Николая Чудотворца,покровителя моряков. С воды правда непонятно, толи часовня ещё строится, толи реконструируется. Вся часовня обложена строительными лесами. По специальной лестнице можно спуститься вниз, или подняться наверх, в зависимости от того, на чём вы сюда прибыли. В программу экскурсии не входил выход на берег в этом месте. Поэтому пришлось довольствоваться тем, что увидели с воды. Вот эта природная арка называется аркой Большого Атлеша. Она является визитной карточкой Тарханкута. Она изображена на всех рекламных визитках, карточках, эмблемах.

Мыс Тарханкут Большой Атлеш

Когда мы подходили к Большому Атлешу, увидели сети, расставленные в море на специальных распорках. Наш экскурсовод рассказал, что здесь находится рыбацкий стан. Рыбаки здесь ловят рыбу способом, который применяли ещё древние греки.

Рыбалка на Большом Атлеше

Сеть забрасывают в воду и одну сторону сети поднимают над водой на специальные растяжки. К противоположной стороне сети прикреплены канаты, идущие в специальным лебёдкам. Таким образом сеть лежит на дне, а рыбаки наблюдают за рыбой. Как только рыбий косяк появляется над сетью, лебёдки накручивают канаты и поднимают сеть над водой вместе с рыбой. Такой способ ловли называется «Тузем». Способ этот очень эффективный. Рекордный улов составил однажды 13,5 тонн кефали.

Мыс Тарханкут Скала Крокодил

Далее наш катер подошёл к интересному месту. Эта скала, глубоко вдающаяся в море, называется Крокодил. Неправда ли, похоже? Сквозной тоннель в скале является глазом каменного крокодила. Когда катер проходил перед пастью, то можно было рассмотреть и аналогию с крокодильими зубами.

Мыс Тарханкут Скала Крокодил

Сразу же за «крокодилом» вот эта перевёрнутая рюмка, как символ бросивших пить.

Перевёрнутая рюмка

Рядом находится так называемый «Грот Нептуна». В этом месте находится колодец с водой, который подводным тоннелем соединён с морем.

Мыс Тарханкут Грот Нептуна

Было бы очень интересно поплавать здесь с аквалангом, да и не только здесь.

Подводный музей Аллея Вождей

Вот этот красненький буёк — дайверская метка, показывает место, где на глубине 12 — 18 метров располагается подводный музей «Аллея Вождей». Открыт этот музей был ещё в 80-х годах прошлого века.  Это место находится рядом с пещерами «Три Сестры».

Мыс Тарханкут Подводный музей Аллея Вождей

Тогда донецкие дайверы погрузили в этом месте скульптуры Карла Маркса, Ленина, Сталина, Кирова и др. Конечно хотелось бы посмотреть на это воочию.

Пещеры Три Сестры

Все три пещеры находятся рядом. Примечательно то, что все они соединены между собой как надводными, так и подводными тоннелями.

Мыс Тарханкут Пещеры Три Сестры

Наш катер подошёл ближе, и мы заглянули внутрь пещер.

Пещеры Три Сестры

Зелёные наросты создавали впечатление, что пещеры состоит из изумрудов. Да, мы увидели здесь тоннели, через которыё пещеры соединяются между собой.

Но тоннель этот был узкий. Наш катер не мог протиснуться сквозь него.

Пещеры Три Сестры

На своде одной из пещер увидели место, куда во время шторма бьёт волна, отразившаяся от пещерной стены. Толи глубина, толи высота этого углубления в своде составляет несколько метров. Да природа ещё и не на такое способна. Кстати, внутри пещеры находились голуби.

Пещеры Три Сестры

Какими только красками не сверкали стены пещер, когда катер медленно выходил задним ходом. Здесь были и золотые оттенки и блестящая стальная полировка, большое количество серых и жёлтых цветов. Не пещера, а какая-то малахитовая шкатулка.

А это место для себя я назвал природным отелем.

Природный отель

Несколько небольших изолированных друг от друга гротов находились на некотором возвышении от воды. Чем не семейный отель?

Мыс Тарханкут. Тоннель Чуча

Наш катер подошёл к сквозному тоннелю. Это самый большой, природный, сквозной тоннель в Европе. Его длина 98 метров. Название Чуча, в переводе с тюркского языка, обозначает, темно и холодно. В любую погоду в тоннеле, за счёт его длинны темно, и при любом направлении ветра в здесь всегда сквозняк.

Мыс Тарханкут Тоннель Чуча

Единственным рукотворным объектом в тоннеле является колодец, пробитый в его своде. Прорубленный ещё в древние времена, колодец предназначался для незаметной разгрузки лодок и баркасов, то есть использовался контрабандистами. Неофициальное название этого тоннеля — Тоннель контрабандистов. Знаменит это тоннель ещё и тем, что здесь снимали фильм «Пираты XX века».

Чаша Любви

Это последняя достопримечательность нашей экскурсии по мысу Тарханкут. Днём это место называют Чаша любви, ночью Корыто разврата. Это колодец, глубиной от 6 до 8 метров, со всех сторон окружённый каменной грядой и соединяющийся с морем подводным тоннелем. Существует поверье, что влюблённые могут проверить здесь свои чувства, выполнив небольшой ритуал — прыгнув в чашу, взявшись за руки.

Мыс Тарханкут Чаша Любви

Если под водой их руки не разорвутся, то жить они будут долго и счастливо,  если разорвутся, то жить они будут долго и несчастливо. Если же не всплывут, то счастливо, но не долго. Вот так вот. Мы прыгать в колодец не стали, жизнь и так всё уже показала.

Пляж на Малом Атлеше

На этом импровизированном причале мы вышли на берег.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

Это место является руслом некогда впадающей здесь в море реки. Сейчас это пологий, каменистый берег, где можно без проблем добраться до воды.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

А вот входить в воду здесь проблематично. Этому мешают круглые, скользкие камни, в изобилии разбросанные по дну. Лучше всего зайти в воду по колено и далее, окунувшись, передвигаться вплавь.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

Большой экзотикой для нас было большое количество небольших медуз. Мы рассматривали их, взяв в ладони.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

Это дикое, ещё не облагороженное место тянет сюда многих туристов. Если будете в Крыму, обязательно загляните в этот не освоенный ещё, дикий природный его уголочек.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

Иногда мне не верилось, где я нахожусь. Воспоминания до сих пор греют душу.

Замечательное место, хочется приехать сюда ещё. Может, когда и получится.

Мыс Тарханкут Пляж на малом Атлеше

С берега мы подошли к Чаше Любви. Вот так она выглядит сверху. Наверное, из-за своего названия, Чаша пользуется большой популярностью. Здесь много народа. А может быть это потому, что температура воды в Чаше на 5-7 градусов выше, чем в море.

Мыс Тарханкут Чаша Любви

Поднявшись наверх, над самым обрывам увидели этот памятный знак о погружении в этом месте в 1966 году первого подводного дома.

Мыс Тарханкут Памятный знак

Об этом свидетельствует так же вот эта табличка рядом с памятным знаком.

Мыс Тарханкут Памятный знак

Всё! На этом наше путешествие по Крыму на машине в августе 2022 года закончилось. 10 дней, проведённые в Крыму, останутся в памяти на всю жизнь. На следующий день мы отправились в обратную дорогу — домой. Остановившись на ночлег в городе Ипатово Ставропольского края, по телевизору узнали, что в Джанкое взорвали аэродром и железнодорожную ветку.

Мыс Тарханкут на карте

Ниже я представляю карту проезда на мыс Тарханкут. На мобильных турбо страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Мыс Тарханкут 2022 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам, узнавай о последних наших путешествиях уже сегодня.

Согласие на обработку данных *