Достопримечательности Грозного

Предвкушение ностальгии

Интересная экскурсия по Грозному состоялась у нас в апреле 2021 года. Город Грозный всегда являлся для меня отдельной темой. Дело в том, что когда-то мне пришлось жить в этом городе после распределения в институте. Три года из жизни не выкинешь, и этот Грозный навсегда остался в моей памяти. Тем более, после известных событий мне хотелось бы посмотреть, каким стал этот город после войны. Путешествие в Грозный получилось спонтанным. Один лишний день на Кавминводах остался у нас не у дел.

Грозный - город воинской славы

Немного подумав, мы решили не упускать эту возможность. Предварительно, с вечера, рассчитали маршрут. И на следующий день рано утром мы рванули в Чечню.

Дорога до Грозного

Дорога заняла у нас около пяти часов. Выехав из Ессентуков, мы поехали в направлении на Нальчик. Далее по трассе Р-217 у нас были Беслан, Назрань и, наконец, сам Грозный. Преодолев 350 километров, мы въехали в город. Въезжали в Грозный с южной стороны по улице Мамсурова. Проехали мимо Грозненского моря (бывших сталинских прудов). Далее по улице Сайханова въехали на площадь Минутка — историческое место, где был подорван генерал Романов. Далее поехали по проспекту Кадырова (бывший проспект Ленина).

Первое впечатление

Что можно было бы сказать о первом впечатлении — город сверкал. Двигаясь по проспекту Кадырова, мы приближались к центру города.

На улицах Грозного

И если на проспекте Кадырова Грозный ещё был узнаваем, то центр города я не узнал. Он сменился полностью, и, если честно, я потерял ориентиры.

Грозный из окна машины

Я всё искал высотное здание Дома правительства в районе моста через Сунжу, но на глаза мне попалась большая мечеть. Как потом удалось выяснить, мечеть называется «Сердце Чечни», а 12-этажное здание Дома правительства кануло в Лету.

Мечеть "Сердце Чечни"

Решив для начала проехать весь город насквозь, после центра мы продолжили движение прямо. В самом конце дороги увидели какой-то мемориальный комплекс. Здесь решили остановиться. Оказалось, что это музей Ахмата-Хаджи Кадырова — отца нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова. Напротив музея есть отличная автостоянка, на которой мы и припарковались. Отсюда началась наша пешая экскурсия по Грозному, и для начала мы пошли в музей.

Экскурсия по Грозному На аллее Славы

Перед музеем находится аллея Славы с памятником Мовлиду Висаитову в центре. В годы Великой Отечественной войны этот человек командовал 28-м кавалерийским полком и удостоен звания Героя Советского Союза.

Музей Ахмат-Хаджи Кадырова

Крыша здания музея увенчана 36-метровой стелой. Несмотря на то, что само здание имеет приземистый вид,

Экскурсия по Грозному Музей Ахмат-Хаджи Кадырова

внутри он оказался настоящим дворцом. Поддерживающие центральный купол колонны украшены золотыми вставками. Лепнина по верху колонн также покрыта золотом.

Экскурсия по Грозному

Под куполом висит огромная 1,5-тонная люстра из горного хрусталя, изготовленная в Иране. При украшении люстры использовалось 20 килограммов чистого золота 999 пробы.

Мрамор, используемый при строительстве музея, привезён из Испании. Сразу возникает вопрос, а была ли в этом необходимость? В России тоже достаточно мрамора для подобных целей.

Помпезность и роскошь внутреннего интерьера просто поражают воображение — всё-таки музей отца главы республики.

Экскурсия по Грозному Музей Ахмата Кадырова

Экспозиции музея

Осмотрев само здание, мы приступили к осмотру экспозиций, здесь их несколько. Есть экспозиция, описывающая жизненный путь первого президента Чечни Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, с самого детства.

Экскурсия по Грозному Экспозиции музея Кадырова

Экспозиция главного танцора Чечни Махмуда Эсамбаева. Помните фильм «Земля Санникова»? Там он играет роль шамана племени онкилонов.

В музее воссоздан интерьер рабочего кабинета президента Чечни Ахмата Кадырова.

Экскурсия по Грозному Рабочий кабинет Ахмата Кадырова

Зал для неформальных встреч, где велись приватные разговоры с посетителями президента.

А вот за этим столиком, сидя на этих креслах, 22 августа 1996 года беседовали секретарь Совбеза РФ Александр Лебедь и муфтий Чеченской республики Ахмад Кадыров во время подписания соглашения о прекращении боевых действий на территории Чеченской республики в селе Новые Атаги.

Экскурсия по Грозному За этим столом подписан мирный договор

В музее есть картинная галерея, в основном национальной и горной тематики.

Экскурсия по Грозному Картинная галерея в музее Ахмата Кадырова

Здесь также есть экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. В ней представлены вещи и фотографии чеченцев, участвовавших в сражениях. Есть описания их подвигов.

Экскурсия по Грозному Музей Ахмата Кадырова

Пешком по Грозному

Мы оканчивали осмотр музея, нам нужно было двигаться дальше. Наша экскурсия по Грозному продолжалась. Рядом с музеем Кадырова находится Дом печати. Фактически по силуэту этого здания я и сориентировался на местности. Я помню этот дом ещё с прошлых времён. Тогда он имел совсем другой вид, но время внесло свои коррективы.

Экскурсия по Грозному Дом печати

Выйдя из музея, мы пошли по той улице, по которой сюда приехали. Город был всё равно ещё слабо узнаваем. Даже те старые здания, которые попадались нам на пути, имели совсем другой фасад. Не правда ли, очень креативное оформление свадебного салона?

Экскурсия по Грозному На улицах города

А вот это нас удивило. Ну где ещё в России вы увидите улицу с таким названием? Однако… Кстати, раньше эта улица называлась Августовской.

Экскурсия по Грозному Проспект В.В. Путина

Продолжая нашу прогулку по проспекту Путина, мы вышли на большую площадь. Вот где-то здесь, в этом месте, находилось 12-этажное здание правительства Чеченской республики в довоенное время. Теперь мы увидели здесь вот это навес для отдыха горожан в жаркую погоду. Что-то подобное мне приходилось видеть в Арабских Эмиратах.

На улицах Грозного

Мечеть «Сердце Чечни»

На противоположной стороне площади стоит красавица-мечеть «Сердце Чечни». Конечно же, мы подошли к ней. Данная мечеть является уменьшенной копией Голубой мечети в Стамбуле, с той лишь разницей, что у Голубой мечети 6 минаретов, а здесь всего 4. Но это не умаляет её значимости.

Мечеть "Сердце Чечни" в Грозном

Во время намаза мечеть способна вместить до 20 тысяч молящихся. В уютном дворике рядом с мечетью могут расположиться ещё 20 тысяч человек.

Внутренний дворик мечети Сердце Чечни

Вокруг было много народа. Было здесь много туристов, многие из которых заходили в мечеть.

Мы тоже решили зайти внутрь. Правила здесь просты: покрытая голова и платье до пят у женщин, одежда с длинными рукавами и брюки у мужчин, шорты не допускаются. Перед входом снимается обувь.

Мечеть Сердце Чечни в Грозном

Вести себя нужно тихо, чтобы не мешать молящимся. Внутри можно фотографировать. Женщины допускаются через специальный вход и только на второй этаж. На первом этаже только мужчины.

Когда я зашёл внутрь, людей здесь было немного, и в основном туристы. Я был впервые в мусульманском храме, и новизна происходящего немного настораживала. Всё-таки духовный храм другой конфессии.

По сводами мечети Сердце Чечни

Здесь было тихо, слышны только щелчки затворов фотокамер. Здесь нет привычных нам, православным, икон и прочей церковной атрибутики. Внутри мечеть украшена как красивым лепным орнаментом, так и художественной росписью. Торжественность царит во всём. Голубой центральный купол напомнил мне сходство с голубым небом. Весь свод потолка подпирался многочисленными расписными арками.

Несмотря на то, что многочисленные окна были маленькими, внутри было светло.

В мечети Сердце Чечни

Весь пол в мечети покрыт зелёным ковровым покрытием с большим ворсом. Ходить по такому ковру было одно удовольствие, ступни ног приятно массировались.

Уже выходя из мечети, я ощутил какое-то интересное чувство, которое не берусь даже описать. Что-то новое открылось мне.

Грозный-сити

Наша экскурсия по Грозному. Рядом с мечетью «Сердце Чечни» расположен грозненский деловой центр «Грозный-Сити». Несколько небоскрёбов, расположенных в самом центре города, являются как бы его визитной карточкой. На крыше одного из них мы увидели много людей и поняли, что туда можно подняться.

Экскурсия по Грозному Грозный-сити

Спросили у прохожих о правильности нашей догадки, они утвердительно кивали головой и даже подсказали, куда для этого надо пройти. Внешний вид небоскрёба у его подножия впечатлял.

Купив билет всего за сто рублей, на скоростном лифте мы поднялись на последний этаж. Чтобы выйти на смотровую площадку, потребовалось подняться ещё по наружной металлической лестнице.

Вид города с высоты, конечно, впечатлил. Мы увидели весь путь, который прошли пешком от музея Кадырова.

Экскурсия по Грозному Смотровая площадка Грозный-сити

Вон там, в далеке, справа от проспекта Путина, видна стела музея.

Грозный-сити Вид на город со смотровой площадки

А вот по этому проспекту Кадырова мы въехали в город.

Экскурсия по Грозному Проспект Кадырова

Этот урбанистический объект представляет из себя самый большой на Северном Кавказе торгово-развлекательный центр «Грозный молл».

Экскурсия по Грозному Грозный молл

Рядом с ним расположена большая строительная площадка. На ней заложен фундамент второго по высоте здания «Ахмат Тауэр» (435 метров). Самым высоким в России, а также в Европе является 462-метровый 87-этажный небоскрёб «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге.

Экскурсия по Грозному фундамент здания Ахмат Тауэр

Строят это здание те же строители, которые возвели знаменитый небоскрёб «Бурдж-Халифа» в Дубае. Амбициозность нынешнего президента Чечни Рамзана Кадырова впечатляет. Здание будет иметь вид чеченской оборонительной башни, символов которой очень много в чеченской столице.

Сфотографировать восточную часть Грозного не удалось. Съёмка в этом направлении запрещена. Специальные охранники строго следили за этим. Дело в том, что в этом направлении находится резиденция главы Чечни. Раньше в этом месте, в излучине Сунжи, находился городской парк имени Чехова.

Цветочный парк

Со смотровой площадки небоскрёба прямо под собой мы увидели небольшой красивый парк.

Экскурсия по Грозному Проспект Кадырова

Сделав несколько селфи на смотровой площадке, мы спустились вниз и пошли немного прогуляться по нему.

Селфи на крыше Грозный-сити

Видно, с какой любовью делался этот парк. Некоторые украшения парка мы видели впервые. Например, вот эта аллея, которая так и называется «Аллея любви». Неправда ли, мило?

Аллея любви

Местная детвора вовсю изучает животный мир.

Экскурсия по Грозному Аллея любви

А на этой фотографии вообще проглядываются дубайские мотивы.

Экскурсия по Грозному Цветочный парк

Мы стали прощаться с Грозным. Четыре часа, проведённые здесь, были наполнены моими воспоминаниями об этом городе. Современный Грозный красив, но мне всё-таки не хватало того города, который был здесь раньше. Состояние ностальгии получилось каким-то половинчатым. Вроде бы и тот же город, но одновременно и не тот. Напоследок, уже проезжая по улицам Грозного на машине, мы сфотографировали ещё несколько зданий, которых не было раньше. Вот здание национальной библиотеки.

Экскурсия по Грозному Здание национальной библиотеки

А вот здание Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах».

Экскурсия по Грозному

И всё-таки экскурсия по Грозному в прошлое состоялась. Я никогда не забуду эту поездку. Потому что внутри всколыхнулись какие-то слои прошлого из моей жизни.

Грозный на карте

Ниже я предлагаю карту проезда к Грозному. Уменьшив или увеличив её размер, вы можете проложить для себя приемлемый маршрут до Грозного из любой точки России. На мобильных турбо-страницах карта не видна, чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Экскурсия по Грозному, 2021 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.