Святой ключ в Билярске

На Святой ключ в Билярске мы поехали сразу после посещения древнего городища в Болгаре в мае 2021 года. Погода была пасмурной, дул неприятный ветер. Но в путешествии деваться некуда. Перспектива увидеть что-то новое и интересное сглаживала негатив от погоды. По трассе Болгар — Билярск проехали около ста километров.

Указатель на Святой ключ в Билярске

Доехав до этого указателя, мы поняли, что источник где-то рядом, но его ещё надо найти. В наших путешествиях по России на машине нам не раз приходилось искать достопримечательность, находясь буквально рядом с ней, несмотря на то, что уже есть указатели на неё. Примером могут служить поиски Лаклинской пещеры или Лаклинского фонтана в Башкирии. Мы продолжили нашу поездку.

Дорога на Святой ключ в Билярске

Совсем скоро подъехали на автостоянку со шлагбаумом. Заплатив 50 рублей за стоянку, пошли обозревать местность, куда мы приехали. С левой стороны видели здание музея. Двери здесь оказались закрытыми.

Святой ключ в Билярске Музей

С правой стороны увидели вот такие доски с информацией на татарском и русском языках. Здесь мы прочитали, что перед нами архитектурно-культовый комплекс родника «Святой ключ».

Архитектурно-культовый комплекс

Прямо перед нами находился вход на территорию комплекса. Вокруг не было ни души, спросить было не у кого, до которого времени работает этот комплекс. Но так как вход на территорию был открыт, мы пошли вперёд.

С левой стороны от входа увидели довольно интересную зону отдыха и приёма пищи. Прямо в лесу находились удобные беседки для отдыха и приёма пищи, как написано на указателе. Но, несмотря на благоустройство этого места, народа здесь не было вообще. Наверное, был не сезон, да и время было уже вечернее.

Святой ключ в Билярске Место для приёма пищи

Не торопясь, мы дошли до этого строения, оказалось, что это купель Святого ключа, но внутри было сухо.

Святой ключ в Билярске Купель

На каменной табличке прочитали: «Родник Изгэлар Чишмэсе — место поклонения окрестного населения с древнейших времен. Рядом находятся остатки булгарского поселения X–XIII веков».

Святой ключ в Билярске

Покрутив головами, остатков поселения мы не нашли. Наверное, слишком слабые были ориентиры, но зато наше внимание привлекла вот эта лестница. По ней мы и направились вверх, понимая, что родник должен был остаться где-то в низине. Эта лестница напомнила мне подобную в Архызе, ведущую к Нерукотворному лику Христа. Там лестница состояла из 525 ступенек.

Билярск Лестница к остаткам древнего городища

Мне стало интересно сосчитать количество ступенек в этом месте. Я досчитал до 300-т и сбился, к этому моменту лестница ещё далеко не кончилась. Потом я узнал, что в этой лестнице 444 ступеньки.

Металлические ступени перешли в бетонные, более пологие, но конца-края ещё не было видно.

Несколько раз останавливались для передыха в специальных для этого местах.

На табличке на столбе прочитали эту надпись и ничего не поняли. Если кто из читателей понимает татарский язык, напишите в комментариях, что здесь написано. Буду очень признателен.

Остатки древнего городища

Наконец подъём почти закончился. Мы пошли по горизонтальному участку тропы. С правой стороны на камне прочитали: «Городище Девичий городок X–XIII век». Так вот где оказались остатки древнего городища.

Городище Девичий городок

По татарским преданиям, на этом месте стояла небольшая крепость, возведённая 40 девушками, сражавшимися против врагов. В центре этой крепости археологи выявили следы дозорной башни. В нескольких десятках метров увидели большой монумент. К нему вела дорожка из бетонных плит.

Монумент над камнем желаний

Подойдя поближе, прочитали на камне:

Сам монумент представляет из себя бетонные опоры, на которые опирается крыша, по форме напоминающая татарскую тюбетейку. Под крышей, в центре, находится камень желаний. По преданию, если обойти этот камень семь раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Естественно, что мы обошли семь раз и загадали. Сказать, что моё желание не выполнилось, я не могу, потому что противного не произошло.

Камень желаний

Какая-то энергетика чувствовалась в этом месте. Трудно сказать, что именно, но я ощущал, то ли чьё-то присутствие, то ли какое-то действие. Что-то вокруг было не так.

Родник Святой ключ

Пока мы спускались вниз, выглянуло солнышко. Окружающие нас краски стали веселей. Подошли к молельной площадке. Невольно представил себе происходящее здесь действие.

Святой ключ в Билярске Молельное место

И, наконец-то, услышал звук истекающей воды — всё, родник где-то здесь. Повертев головой на звук, подошёл к каменной стене. Вот он — родник Святой ключ. Я подошёл к нему, присел, сполоснул руки и, набрав воды в ладони, попил её. Вода холодная, вкусная, легко пьётся. Видно, что люди не только набирают здесь воду, но и молятся, зажигая свечи на специальных полочках.

Святой ключ в Билярске

Постояв немного у Святого ключа, пошли прогуляться по парку.

Людей как не было, так и нет. Мы были здесь совершенно одни. Ничто не мешало наслаждаться отдыхом. Вокруг полная тишина и безветрие.

Святой ключ в Билярске парк

Многочисленные беседки для отдыха пустовали, но было видно, что за цветами здесь ухаживают.

Святой ключ в Билярске Парк

Постепенно подходили к выходу.

Обратили внимание, что всё здесь создано для коллективного отдыха. В беседках много столов и лавочек для больших компаний.

На выходе вновь зашли в зону приёма пищи.

Святой ключ в Билярске Парк

Зелени на деревьях было ещё мало, но разноцветные крыши беседок как-то скрадывали недостаток природных красок.

На этом наше путешествие к роднику Святой ключ в Билярске закончилось.

Святой ключ в Билярске на карте

Ниже я представляю карту проезда к роднику. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Святой ключ в Билярске, 2021 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.