Экраноплан Лунь — последнее пристанище
Вот здесь, в 17 километрах к югу от Дербента, на берегу седого Каспия, и нашёл своё последнее пристанище этот удивительный летательный аппарат, аналога которому нет в мире.
Мы приехали сюда сразу же после посещения нами крепости Нарын-Кала в Дербенте. С Каспия дул сильный ветер. Прибрежный воздух был насыщен летящим песком. Полутораметровые волны шлифовали песчаный берег.
Раненая птица
Вот так, весь израненный и беспомощный, Лунь угрожающе лежал на песчаном каспийском берегу, всем своим видом показывая, что его время ещё не прошло.
Я обошёл его со всех сторон. Каждый шаг вызывал у меня восхищение этой машиной. У Луня непривычная для глаза компоновка летательного аппарата. С одной стороны — это аэродинамическое безобразие, с другой — угрожающий внешний вид. Гидродинамические гребни в носовой части, словно открытая пасть акулы, сверкали единственным зубом — открытым лючком.
Военное применение
Лунь воплотил в себе и черты военного корабля, и военного самолёта. Это что-то среднее между оружием ВМФ и ВВС. Высота его полёта не превышает 5 метров, но, неся на борту 6 ракет, он явно выполняет функции военного ракетного крейсера.
Смысл его применения в том, что, летя на небольшой высоте, он не виден для радаров противника и может незаметно подобраться на расстояние ракетного выстрела.
Характеристики
8 газотурбинных двигателей НК-87 общей тягой 104 тонны при взлётной массе 380 тонн позволяют ему лететь со скоростью 500 км/час над водной гладью на расстояние до 2000 километров.
Моему восхищению и удивлению не было предела. Неужели всё это способно летать? Оказывается, способно, да ещё как.
Отклонённые вниз сопла двигателей направлены на верхнюю поверхность крыла для увеличения скорости воздушного потока над ней. Это приводит к увеличению подъёмной силы при относительно небольшой скорости полёта.
Размеры стабилизатора сравнимы с размером самого крыла, вероятно для лучшей управляемости по тангажу (в вертикальной плоскости).
Вторая жизнь
Современный вид Луня, конечно, непрезентабельный.
Отсутствуют даже некоторые элементы конструкции. Однако что радует — им начинают заниматься. Экраноплан «Лунь» не выбросят на свалку, и он не попадёт под распил.
Вокруг экраноплана выравнена довольно большая территория и перед ним в настоящий момент строится бетонный постамент.
Скоро этот красавец продолжит свою службу России в качестве памятника человеческому гению.
Я ещё немного походил вокруг экраноплана, впитывая в себя виды этого прекрасного корабля. В сознании ещё не укладывалось, что вот так, в реальности, я его вижу. Я даже могу потрогать его руками.
Волны Каспия продолжали набегать на берег, как и тысячи лет назад, не меняя окружающий пейзаж.
Ветер с моря продолжал дуть, поднимая в воздух береговой песок.
И только маленькая точка парапланериста над водой мужественно сопротивлялась этому ветру, заставляя подчиняться его своей воле.
Представляю вам небольшое видео этой интересной поездки.
Как доехать на машине
Если будете ехать из Дербента, перед посёлком Авадан нужно свернуть налево и ехать до берега. Приблизительно за километр с дороги, с левой стороны уже становится видно высокое хвостовое оперение «Луня». В синем заборе будет проход. Около него стоят машины — паркуйтесь тоже, вы на месте.
Экраноплан Лунь на карте
Ниже я представляю карту проезда к экраноплану Лунь. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Экраноплан Лунь в Дербенте, весна 2022 год.