Этнографический музей в Козьмодемьянске мы посетили после осмотра достопримечательностей Йошкар-Олы. Козьмодемьянск — довольно старый городок, располагающийся на левом берегу Волги, в 180 километрах к юго-западу от Йошкар-Олы.
Здесь находятся крестьянские деревянные постройки прошлых веков, собранные из окрестных деревень. Такие музеи всегда привлекают наше внимание.
Даже входные ворота здесь сделали в виде входа в старинную крестьянскую усадьбу.
Войдя на территорию музея, мы не сразу нашли кассу. Оказалось, что касса здесь располагается почти в центре большой территории музея, и до неё ещё надо было дойти. Чтобы поберечь силы, мы отправились осматривать музейные экспонаты, постепенно подходя к кассе.
Выставка экспонатов домашнего ткачества, одежды и плетёных изделий
Первым было вот это здание, напоминающее хозяйскую постройку. Внутри оказалась выставка экспонатов домашнего ткачества, одежды и плетёных изделий.
В первом помещении мы увидели домашние ткацкие станки, веретёна, челноки, образцы производимых в домашних условиях тканей. Мне тогда ещё подумалось: как изменилась жизнь за какие-то 100–150 лет. Раньше, живя в далёкой деревне, нужно было во всём себя обеспечивать самому. Захотел новые штаны — сначала сплети нить, потом сотки ткань, а потом уж шей из неё, что тебе надо.
В наше время ещё можно увидеть пылящиеся на чердаках и в сараях старые веретёна и челноки того времени. Некоторые из них находятся в исправном состоянии и готовы к применению. Нет уж, наверное, только специалистов, умеющих на них работать.
Во втором помещении представлены образцы одежды. Интересно, как на таких грубых деревянных станках можно было сделать такую тонкую ткань.
В третьем находились образцы плетёной мебели. Вот это мне больше всего понравилось. Плетёная мебель всегда была моей слабостью.
Лёгкие изящные кресла приятно скрипят под твоей тяжестью.
Весовая
Мы подошли к небольшому сарайчику, где представлены весы самых различных систем, применяемые при взвешивании чего-либо.
Весовая как строение, наверное, не является атрибутом каждого крестьянского двора. А вот отдельные конструкции весов могли быть у каждого крестьянина. Меня удивили вот эти весы с деревянной платформой. Сейчас ещё можно встретить подобные весы, но сделанные полностью из металла, а здесь весы из дерева.
Были здесь весы, которые я помню. Особенно меня поразило количество конструкций весов. Каких только их здесь не было.
Судите сами, вот они висят на стене, и это ещё не всё.
Амбар
Амбар с балконом — это уже оригинально. Но, похоже, была такая необходимость у крестьян марийских деревень.
На табличке на стене прочитали, что в амбарах на первом этаже в сусеках хранили зерно разного сорта.
Верхний же этаж служил для хранения зимней одежды, обуви, шерсти, хмеля в летнее время.
Лачуга
Так вот откуда взялось такое слово «лачуга». В моём понятии — это ветхое жильё, а вот у марийцев это что-то типа летней кухни. Здесь нет потолка и деревянного пола, пол в лачуге земляной.
В центре, как правило, устраивали очаг для разведения костра. Здесь варили пиво, стирали бельё, солили овощи.
Оригинальными мне здесь показались деревянные крючья для подвески над костром вёдер, казанов и т. д. Раньше не приходилось такого видеть.
Курная изба
Такой тип жилых изб был распространён на Руси в XVIII–XIX веках. На земляном полу в них устанавливались печи без дымохода. Потолок иногда отсутствовал. На окна натягивали бычий пузырь. До конца XIX века освещали такие избы лучиной, воткнутой в специальное приспособление — светец.
Мурашки пробежали по коже от такого жилья, но что поделать. Придумали бы мы печи с дымоходом, живя в то время?
Пасека
За надворными постройками увидели луг, на котором стояли ульи на ножках. Когда мы пошли к ним, у меня возник вопрос: действующие они или нет? Но когда увидели детей возле ульев, поняли, что это просто экспонаты.
Были здесь и подобные сооружения для бортевого мёда. Впервые я увидел борти в Башкирии, когда ездили смотреть Айскую ледяную пещеру. Там они были новые, выдолбленные недавно. Судя по внешнему виду, у этих бортей был уже солидный возраст.
А это домик пчеловода, но войти в него не получилось.
Сейчас в нём располагается служебное помещение работников музея.
Рядом с пасекой располагается местный Диснейленд. Вот на таких качелях развлекались сельчане во время досуга.
Правда, был ли у них этот досуг? Разве что на праздники.
Приспособление для распиловки брёвен
Раньше мне казалось, что распиловка брёвен в старые времена осуществлялась на более солидных приспособлениях. Увидев вот это сооружение, понял, что для небольшой деревни достаточно и такого. Строительство нового дома начиналось с постройки такого станка, на котором брёвна распускались на доски.
При распиловке один работник находился наверху, другой — внизу, причём основное усилие на пилу делал именно нижний работник, а верхний просто поднимал пилу.
Станок для смягчения холста
О наличии такого станка я даже не догадывался. Оказывается, был и такой. Правда, я так и не понял, как это работает.
Вот инструкция по старой технологии. По-моему, здесь что-то недописано.
Крестьянская усадьба
Далее была представлена целая крестьянская усадьба XIX века. Здесь на небольшой территории располагается дом крестьянина со двором, где стоят многочисленные хозяйские постройки. Эта изба-пятистенок построена в 1918 году. Перевезена сюда из деревни Отары Козьмодемьянского уезда.
Дом этот не обезличен. Хозяином его являлся некто Т. Ф. Искеев. У входа к дому примыкает веранда. Она показалась мне очень уютным местом. Пятистенком такие дома называют из-за пятой стены, делящей дом на две равные половины. Это была довольно распространённая в XIX веке конструкция крестьянских домов.
Внутри было по-домашнему уютно, хоть сейчас заходи и живи.
Комнаты в доме просторные и светлые.
Меблировка центрального зала подготовлена к приёму гостей.
Смотрел я на всё это великолепие и думал: а не так плохо жилось крестьянам в XIX-то веке. Во дворе стояли подсобные помещения, выдававшие, что это жильё зажиточного крестьянина.
Крепкие добротные постройки говорили о непростом их хозяине. По всей видимости, работящий был человек. А отсюда и жил хорошо.
А эта конструкция называется «Журавль». Предназначена для облегчения подъёма воды из колодца. В 80-х годах прошлого века мне приходилось видеть такие колодцы в Архангельской области. Для меня уже тогда это казалось раритетом, а местные жители ещё продолжали этим пользоваться.
Этнографический музей находится на высоком холме. Отсюда открывается красивый вид на старый Козьмодемьянск. Купола нескольких православных церквей блестели над старым зелёным городом. Вдалеке была видна Волга.
Ветряная Мельница
Это уже четвёртая ветряная мельница, увиденная нами в путешествиях, и у каждой из этих мельниц есть своя неповторимая черта. Вот у этой, например, есть особенность поворачивать свои лопасти навстречу ветру. Поворачивали верхнюю часть мельницы вручную с помощью специальных воротил.
Когда я узнал об этом, то, будучи техническим человеком, захотел посмотреть конструкцию поворотного механизма. Но вход в мельницу был ограничен только первым этажом. Здесь мы увидели жернова и их приводной вал.
Всё остальное было недоступно. А жаль. Меня до сих пор мучает один вопрос. Мельничные жернова сделаны из камня. При вращении жерновов они изнашиваются. Как получаемая в жерновах мука не перемешивается с продуктами износа жерновов? Кого ни спрошу, никто не знает. Ну понятно, что специалистов мало. Если кто-то знает, ответьте, пожалуйста, в комментариях.
Этнографический музей в Козьмодемьянске — Кузница
Недалеко от мельницы находится кузница, а рядом с ней под навесом простейшие слесарные приспособления: ручной сверлильный станок и станок для наточки инструментов.
Особое внимание привлекло это приспособление. Ни за что не догадаетесь, что это такое. Это стиральная машина. Правда, как она работает, сказать трудно.
Мы зашли в кузницу. Внутри находились все атрибуты кузнечного ремесла.
Вот уже сколько кузниц мы видели, и хоть бы одна из них была действующей. Ни один музей не нанимает кузнеца, чтобы он показывал сам процесс ковки изделий. А ведь это интересно посмотреть, как из печи достаётся искрящийся металл и под несколькими ударами молотка он превращается в сувенирную подкову.
Рядом с кузницей находится вот такое строение. Я так и не понял, что это такое, пока не подслушал экскурсовода. Оказывается, это станок для подковки лошадей.
Животное заводят под эту крышу и вывешивают на широких ремнях. После чего подковывают ему копыта.
Ещё один колодец
Этот колодец уже барабанного типа. Ведро с водой поднимают, вращая это большое колесо. Такие действующие колодцы и сегодня можно увидеть в некоторых деревнях. Но особенностью этого колодца является то, что в нём используются сразу два ведра.
Пока одно ведро с водой поднимается наверх, второе опускается вниз. Это очень удобно, когда, например, достают воду в поилку для животных, где её требуется очень много.
А под этой крышей надевают обручи на деревянные бочки и колёса для телег. Хотя мне кажется, что специальная крыша для этого и необязательна.
Пожарный сарай с каланчой.
Это сооружение строилось в каждой деревне. На каланче находился наблюдающий, и в случае пожара начинал звонить в колокол. Внутри сарая находилась телега с бочкой и насосом, запряжённая лошадью. Здесь же находилось помещение для пожарных и конюшня.
Что-то подобное мы уже видели в Пермском крае, в селе Хохловка,в Музее деревянного зодчества.
Смолокуренная установка
В этом строении находится печь, с помощью которой добывали древесную смолу и дёготь. Пни и корни хвойных деревьев (осмол) превращали в щепу и нагревали в специальном закрытом котле.
Расплавленная смола вытекала из котла, а угли оставались внутри. Также добывали и дёготь. Сырьём для него была берёзовая кора.
Это было последним сооружением этнографического музея. Мы порядком подустали и присели вот на этой деревянной лавочке.
Надо же было не полениться, чтобы выдолбить из такого бревна лавочку.
На этом наше посещение Этнографического музея в Козьмодемьянске закончилось. К сожалению, не на всех строениях было написано, откуда они попали в этнографический музей, а это было бы интересно. Резюме одно: всё было очень интересно, и всё понравилось. Спасибо местным энтузиастам, создавшим такой замечательный музей. Знание истории своей страны — великое дело.
Этнографический музей в Козьмодемьянске на карте
Ниже я представляю карту проезда к Этнографическому музею в Козьмодемьянске. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Этнографический музей в Козьмодемьянске, 2023 год.