Музей Чкалова в Чкаловске

Про музей Чкалова в Чкаловске Нижегородской области мы узнали в интернете. Особенно меня здесь привлекло то, что рядом с музеем стоит ангар, где находится самолёт, на котором Валерий Чкалов вместе со своим экипажем совершил первый в истории перелёт в Америку через Северный полюс. После посещения музеев «Золотая хохлома» и «Галерея Добра» в Городце мы отправились в Чкаловск. Музей Чкалова мы нашли не сразу. Немного побродив по окрестностям, увидели вот это здание с небольшим сквериком. Это и оказался дом, в котором родился и жил молодой Чкалов.

Где находится

Находится этот музей по адресу: улица Чкалова, 5, на самом берегу Волги.

Музей Чкалова в Чкаловске

Цена билетов в этот музей символическая.

Музей Чкалова

Несмотря на то что на улице почти не было народа, в музее было многолюдно. В музее в основном представлены документы, фотографии, личные вещи Чкалова. Было интересно почитать некоторые из них.

Музей Чкалова в Чкаловске

У одного из окон стоял коллективный бюст членов экипажа легендарного перелёта — Байдукова, Чкалова и Белякова.

Музей Чкалова в Чкаловске

Не обошлось, конечно, и без моделей самолётов. Модель, правда, символическая, но тем не менее…

Музей Чкалова в Чкаловске

Одну из комнат музея посвятили рабочему кабинету Чкалова в Москве. Здесь собраны мебель и вещи из рабочего кабинета. По глобусу, представленному здесь, Чкалов работал над прокладкой своих знаменитых перелётов.

Музей Чкалова в Чкаловске Рабочий кабинет Чкалова

В следующей комнате увидели стенд, на котором представлена одежда, в которой погиб Чкалов, а также личные вещи, которые при этом находились с ним.

Музей Чкалова в Чкаловске Одежда В. Чкалова

Интересно было посмотреть на портрет Чкалова, вышитый из шерсти. Вначале я даже не поверил. Такая тонкая работа, вроде бы таким грубым материалом, но получилось всё идеально.

Музей Чкалова в Чкаловске Портрет В. Чкалова вышитый из шерсти

А это чемодан, с которым молодой Чкалов поехал на учёбу в авиашколу.

Музей Чкалова в Чкаловске Чемодан Чкалова

Чтобы поступить в неё, пришлось поступить в ряды Красной армии, потому что просто так с гражданки в неё не зачисляли. Далее мы перешли в ангар.

Ангар

Собственно говоря, ангаром это здание названо только потому, что в нём располагаются самолёты. Чисто внешне он напоминает современный торговый центр. Но внутри атмосфера была авиационная.

Павильон-ангар

Самым первым самолётом оказался По-2 — легенда советской авиации.

По-2

Собственно говоря, легендами здесь были все представленные самолёты. Каждый самолёт по-своему прославил российскую авиацию, имена своих конструкторов и лётчиков, летавших на них.

Музей Чкалова в Чкаловске По-2

Конкретно этот экземпляр По-2 был личным самолётом В. П. Чкалова. Для меня это было новостью, но информацию с таблички, как говорится, не вырубишь топором.

По-2

Даже не верится, что эта хилая деревянная этажерочка способна была быть и разведывательным самолётом, и пассажирским, и даже бомбардировщиком. Другими словами, универсальный, многоцелевой самолёт.

Личный самолёт Чкалова По-2

Бытует мнение, что самолёт этот может даже летать хвостом вперёд при сильном встречном ветре, но тем не менее свою работу он выполнял на отлично.

АНТ-25

Вот он, знаменитый АНТ-25. Когда я увидел его воочию, то поразился размаху его крыла. Большой размах — это гарант большой дальности. Когда мы готовились к этому путешествию, я думал, что увижу самолёт-аналог того, на котором экипаж Чкалова совершал свои рекордные перелёты.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Каково же было моё удивление, когда на табличке у самолёта прочитал, что экипаж Чкалова именно на этом самолёте перелетал в Америку. Для меня это был шок. Я не верил своим глазам.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Я ходил вокруг самолёта и под ним и впитывал в память буквально всё, что видел: его обводы, заклёпки, лючки. Насколько возможно, пытался понять его конструкцию. Мне было всё интересно.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Рядом с самолётом установлен трап, по которому можно было подняться и осматривать самолёт сверху.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Сквозь окна кабины экипажа можно было осмотреть её внутреннее содержимое: кресло пилота, рычаги управления, штурвал. Я обратил внимание на обшивку самолёта, её зазоры и щели. Здесь я лучше промолчу.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Я осматривал легенду со всех сторон, пытаясь не упустить ни одной подробности, понимая, что воочию вижу это в первый и последний раз.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Да, в такое крыло можно было залить шесть тонн бензина. Представляете, шесть тонн для поршневого двигателя — это же море топлива. А сожгли они его за 60 с небольшим часов.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Осматривая стойку основного шасси, обратил внимание на толщину болта в узле подвески. На двух таких болтах держится весь самолёт — поразительно. И ведь держали эти болты не только статическую нагрузку, но и динамическую во время удара об землю. Хотя и на современных самолётах я удивлялся тонкости болтов, на которых держались очень ответственные элементы конструкции.

Стойка основного шасси АНТ-25

Поближе подойти к самолёту не удалось. Я так и не смог понять кинематику уборки основного шасси. Она скрывалась внутри.

Музей Чкалова в Чкаловске Самолёт АНТ-25

Рядом с самолётом стоит интересная машина.

Паккард

Этот автомобиль — подарок В.П. Чкалову от правительства за беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.

Машина подаренная В. П. Чкалову

Интересно было бы увидеть его на улицах современного города. Все «Майбахи», «Феррари» и «Мерседесы» были бы в тени.

И-16

Вот ещё одна легенда советской авиации, так называемый «Ишачок» И-16. Самолёт уютно расположился под крылом большого собрата. Перед войной их было произведено несколько тысяч, но это не помогло Красной армии противостоять врагу в самом начале войны. Глаз резал минимальный зазор между конструкциями двух самолётов. В реальной авиации это является грубейшим нарушением.

Самолёт И-16

Читая характеристики И-16, я обратил внимание на высотность этого самолёта — 9100 метров. Ну, кислородное оборудование могло уже быть в этом самолёте, но кабина-то у него открытая. Или тогда уже были гермокостюмы?

Самолёт И-16

Да и поршневой мотор на таких высотах должен быть с турбонаддувом. Какая-то здесь нестыковка.

Самолёт И-16

А вообще самолёт интересный, короткий, толстый, но шустрый. И чтобы посадить такой самолёт, лётчику приходилось смотреть в сторону, а не вперёд.

МиГ-15 бис

МиГ-15 — мечта Чкалова летать со скоростью 1000 километров в час. Очередная легенда советского авиапрома конца сороковых — начала пятидесятых годов. Приставка «бис» означает крайнюю или заключительную модификацию самолета. МиГ-15 бис — это глубокая модернизация МиГ-15. Установлен новый двигатель с повышенной тягой. Немного изменена аэродинамика самолёта. Внесены изменения в топливную и электрическую системы.

Самолёт МиГ-15 бис

Всего в Советском Союзе суммарно с МиГ-15 выпустили 8350 таких самолётов.

Самолёт МиГ-15 бис

От МиГ-15 бис перешли к следующему самолёту.

И-17

Это экспериментальный самолёт. Он напомнил мне пионерскую модель «Стрела» из старого мультфильма «Стрела улетела в сказку». Похожий внешний вид, а главное, так же далеко вперёд вынесены основные шасси.

Самолёт И-17

Наша экскурсия по музею Чкалова заканчивалась. Впечатлений получили сполна. Сбылась моя давняя мечта увидеть самолёт АНТ-25, а уж бонусом была информация, что это тот самый экземпляр, на котором экипаж Валерия Чкалова летал в Америку.

Самолёт И-17

На выходе мы оглянулись и в последний раз окинули взглядом самолёты, которые мы только что осмотрели. Состояние души после этой экскурсии — полный восторг.

Самолёты легенды

Уже на улице увидели ещё один самолёт-памятник МиГ-21,

МиГ-21

а напротив него вот такую аллею героев, прославивших нашу авиацию.

Недалеко находится Воскресенская часовня, но она оказалась закрытой.

Воскресенская часовня

От часовни открывается замечательный вид на Волгу. Она в этом месте так широка, что противоположного берега почти не было видно. Позднее на Яндекс Карте я посмотрел её ширину, она оказалась 5,5 километров.

Набережная Волги в Чкаловске

Уже когда садились в машину, прочитали напротив вот такой оптимистический баннер. Да, наверное, так и надо жить, несмотря ни на что.

Чкаловск родина героя

Музей В. Чкалова на карте

Ниже представлена карта проезда к музею В. Чкалова в Чкаловске. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце странички кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Музей Чкалова в Чкаловске 2024 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.

Конфиденциальность