Про музей Чкалова в Чкаловске Нижегородской области мы узнали в интернете. Особенно меня здесь привлекло то, что рядом с музеем стоит ангар, где находится самолёт, на котором Валерий Чкалов вместе со своим экипажем совершил первый в истории перелёт в Америку через Северный полюс. После посещения музеев «Золотая хохлома» и «Галерея Добра» в Городце мы отправились в Чкаловск. Музей Чкалова мы нашли не сразу. Немного побродив по окрестностям, увидели вот это здание с небольшим сквериком. Это и оказался дом, в котором родился и жил молодой Чкалов.
Где находится
Находится этот музей по адресу: улица Чкалова, 5, на самом берегу Волги.
Цена билетов в этот музей символическая.
Музей Чкалова
Несмотря на то что на улице почти не было народа, в музее было многолюдно. В музее в основном представлены документы, фотографии, личные вещи Чкалова. Было интересно почитать некоторые из них.
У одного из окон стоял коллективный бюст членов экипажа легендарного перелёта — Байдукова, Чкалова и Белякова.
Не обошлось, конечно, и без моделей самолётов. Модель, правда, символическая, но тем не менее…
Одну из комнат музея посвятили рабочему кабинету Чкалова в Москве. Здесь собраны мебель и вещи из рабочего кабинета. По глобусу, представленному здесь, Чкалов работал над прокладкой своих знаменитых перелётов.
В следующей комнате увидели стенд, на котором представлена одежда, в которой погиб Чкалов, а также личные вещи, которые при этом находились с ним.
Интересно было посмотреть на портрет Чкалова, вышитый из шерсти. Вначале я даже не поверил. Такая тонкая работа, вроде бы таким грубым материалом, но получилось всё идеально.
А это чемодан, с которым молодой Чкалов поехал на учёбу в авиашколу.
Чтобы поступить в неё, пришлось поступить в ряды Красной армии, потому что просто так с гражданки в неё не зачисляли. Далее мы перешли в ангар.
Ангар
Собственно говоря, ангаром это здание названо только потому, что в нём располагаются самолёты. Чисто внешне он напоминает современный торговый центр. Но внутри атмосфера была авиационная.
Самым первым самолётом оказался По-2 — легенда советской авиации.
По-2
Собственно говоря, легендами здесь были все представленные самолёты. Каждый самолёт по-своему прославил российскую авиацию, имена своих конструкторов и лётчиков, летавших на них.
Конкретно этот экземпляр По-2 был личным самолётом В. П. Чкалова. Для меня это было новостью, но информацию с таблички, как говорится, не вырубишь топором.
Даже не верится, что эта хилая деревянная этажерочка способна была быть и разведывательным самолётом, и пассажирским, и даже бомбардировщиком. Другими словами, универсальный, многоцелевой самолёт.
Бытует мнение, что самолёт этот может даже летать хвостом вперёд при сильном встречном ветре, но тем не менее свою работу он выполнял на отлично.
АНТ-25
Вот он, знаменитый АНТ-25. Когда я увидел его воочию, то поразился размаху его крыла. Большой размах — это гарант большой дальности. Когда мы готовились к этому путешествию, я думал, что увижу самолёт-аналог того, на котором экипаж Чкалова совершал свои рекордные перелёты.
Каково же было моё удивление, когда на табличке у самолёта прочитал, что экипаж Чкалова именно на этом самолёте перелетал в Америку. Для меня это был шок. Я не верил своим глазам.
Я ходил вокруг самолёта и под ним и впитывал в память буквально всё, что видел: его обводы, заклёпки, лючки. Насколько возможно, пытался понять его конструкцию. Мне было всё интересно.
Рядом с самолётом установлен трап, по которому можно было подняться и осматривать самолёт сверху.
Сквозь окна кабины экипажа можно было осмотреть её внутреннее содержимое: кресло пилота, рычаги управления, штурвал. Я обратил внимание на обшивку самолёта, её зазоры и щели. Здесь я лучше промолчу.
Я осматривал легенду со всех сторон, пытаясь не упустить ни одной подробности, понимая, что воочию вижу это в первый и последний раз.
Да, в такое крыло можно было залить шесть тонн бензина. Представляете, шесть тонн для поршневого двигателя — это же море топлива. А сожгли они его за 60 с небольшим часов.
Осматривая стойку основного шасси, обратил внимание на толщину болта в узле подвески. На двух таких болтах держится весь самолёт — поразительно. И ведь держали эти болты не только статическую нагрузку, но и динамическую во время удара об землю. Хотя и на современных самолётах я удивлялся тонкости болтов, на которых держались очень ответственные элементы конструкции.
Поближе подойти к самолёту не удалось. Я так и не смог понять кинематику уборки основного шасси. Она скрывалась внутри.
Рядом с самолётом стоит интересная машина.
Паккард
Этот автомобиль — подарок В.П. Чкалову от правительства за беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.
Интересно было бы увидеть его на улицах современного города. Все «Майбахи», «Феррари» и «Мерседесы» были бы в тени.
И-16
Вот ещё одна легенда советской авиации, так называемый «Ишачок» И-16. Самолёт уютно расположился под крылом большого собрата. Перед войной их было произведено несколько тысяч, но это не помогло Красной армии противостоять врагу в самом начале войны. Глаз резал минимальный зазор между конструкциями двух самолётов. В реальной авиации это является грубейшим нарушением.
Читая характеристики И-16, я обратил внимание на высотность этого самолёта — 9100 метров. Ну, кислородное оборудование могло уже быть в этом самолёте, но кабина-то у него открытая. Или тогда уже были гермокостюмы?
Да и поршневой мотор на таких высотах должен быть с турбонаддувом. Какая-то здесь нестыковка.
А вообще самолёт интересный, короткий, толстый, но шустрый. И чтобы посадить такой самолёт, лётчику приходилось смотреть в сторону, а не вперёд.
МиГ-15 бис
МиГ-15 — мечта Чкалова летать со скоростью 1000 километров в час. Очередная легенда советского авиапрома конца сороковых — начала пятидесятых годов. Приставка «бис» означает крайнюю или заключительную модификацию самолета. МиГ-15 бис — это глубокая модернизация МиГ-15. Установлен новый двигатель с повышенной тягой. Немного изменена аэродинамика самолёта. Внесены изменения в топливную и электрическую системы.
Всего в Советском Союзе суммарно с МиГ-15 выпустили 8350 таких самолётов.
От МиГ-15 бис перешли к следующему самолёту.
И-17
Это экспериментальный самолёт. Он напомнил мне пионерскую модель «Стрела» из старого мультфильма «Стрела улетела в сказку». Похожий внешний вид, а главное, так же далеко вперёд вынесены основные шасси.
Наша экскурсия по музею Чкалова заканчивалась. Впечатлений получили сполна. Сбылась моя давняя мечта увидеть самолёт АНТ-25, а уж бонусом была информация, что это тот самый экземпляр, на котором экипаж Валерия Чкалова летал в Америку.
На выходе мы оглянулись и в последний раз окинули взглядом самолёты, которые мы только что осмотрели. Состояние души после этой экскурсии — полный восторг.
Уже на улице увидели ещё один самолёт-памятник МиГ-21,
а напротив него вот такую аллею героев, прославивших нашу авиацию.
Недалеко находится Воскресенская часовня, но она оказалась закрытой.
От часовни открывается замечательный вид на Волгу. Она в этом месте так широка, что противоположного берега почти не было видно. Позднее на Яндекс Карте я посмотрел её ширину, она оказалась 5,5 километров.
Уже когда садились в машину, прочитали напротив вот такой оптимистический баннер. Да, наверное, так и надо жить, несмотря ни на что.
Музей В. Чкалова на карте
Ниже представлена карта проезда к музею В. Чкалова в Чкаловске. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце странички кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Музей Чкалова в Чкаловске 2024 год.