Парк «Долина Нарзанов»

В первый раз Долина нарзанов в Кабардино-Балкарии встретилась нам, когда мы поехали из Кисловодска на Джилы-Су. Останавливаться не стали, решили, что посетим её на обратном пути. Но на обратном пути у нас случилось небольшое Ч.П. Из-за продолжительных затяжных спусков я перегрел тормозные колодки. Во время остановки у Долины нарзанов я увидел пламя под аркой переднего правого колеса. Ни о какой экскурсии в долину вопрос уже не стоял. Сбив пламя, я поехал дальше, чтобы на очередном подъёме хоть как-то охладить колёса набегающим потоком воздуха. На спуске я был уже более аккуратен. Перед въездом в Кисловодск я пощупал диски колёс. На ощупь рука терпела температуру дисков.

Первые впечатления

В 2020 году, будучи очередной раз на Северном Кавказе, мы решили всё-таки посетить Долину нарзанов. Погода была прекрасная. Проезжая через посёлок «Индустрия», мы были приятно удивлены качеством местной дороги. Наконец-то её отремонтировали. Остался лишь двухкилометровый участок разбитого асфальта на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, ну, это как обычно в подобных случаях. В самом конце страницы представлена карта проезда к парку «Долина нарзанов».

Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Доехав до указателя на Долину Нарзанов, мы оставили машину и пошли дальше пешком. Как потом выяснилось, можно было проехать и дальше. Но мы не пожалели об этом. Прогулка по дивному ущелью началась с красивейших местных пейзажей.

Горные пейзажи в долине нарзанов

Вообще, на Кавказе куда ни глянь — везде красивый пейзаж, и это место не исключение.

Наконец дошли до основного входа. У этих ворот нас встретил молодой человек, продал нам входные билеты и объяснил, как пройти дальше.

Парк Долина Нарзанов

Идя по этой дороге, впереди увидели какие-то строения.

В парке Долина Нарзанов

Местная кухня

Оказалось, что это кафе, как потом выяснилось, неплохое. Хороший выбор недорогих относительно блюд был кстати. Перед прогулкой по нарзанным источникам мы решили немного подкрепиться.

Местное кафе

Уютные беседки располагались прямо на краю невысокого обрыва. Минут 10 пришлось подождать, пока сделают наш заказ.

В местном кафе

В ожидании обозревали, как посетители парка принимали местные нарзанные ванны. Судя по тому, как они быстро выходили из них, мы сделали вывод, что вода в них ледяная.

Вид из кафе

Наконец наш скромный обед был готов. Обошелся он нам где-то около 400 рублей.

Наш обед

Долина нарзанов в Кабардино-Балкарии

Немного подкрепившись, мы пошли гулять по Нарзанному парку.

В парке Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Через эти ворота спустились вниз, к реке.

Парк Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Самый большой нарзанный источник мы нашли по этому указателю.

Парк Долина Нарзанов

Нашему взору открылся удивительный вид, такое мы видели впервые —  кипящий источник. Вода в нём, конечно же, ледяная, но по внешнему виду он натурально кипел. Ещё М.Ю. Лермонтов описал его в одном из своих произведений как: «Холодный кипяток нарзана».

Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Вот небольшое видео ледяного кипятка.

Внешний эффект кипения вызывает газ, поднимающийся из глубин источника. Минеральная вода, как и со всех других находящихся здесь источников, стекает в местную речку Хасаут.

Пройдя немного вниз по течению реки, увидели ещё несколько источников. Этот оказался просто вытекающим из недр.

Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Ещё на входе в парк мы прочитали, что здесь находятся 17 нарзанных источников. Мы не ставили себе задачу осмотреть все из них. Просто, гуляя по парку, любовались видами тех, что попадутся на нашем пути. Вот ещё один окультуренный, слабо кипящий источник.

И ещё один. Внешне похожие, но всё-таки каждый из них имеет свою индивидуальность. По цвету дна можно понять, сколько ионов железа несут в себе воды этих источников.

Осматривая источники не забывали смотреть и окружающие их пейзажи. Горная река — это беспроигрышный вариант любого из них.

Долина Нарзанов река Хасаут

Вот так нарзан пробивает себе путь к реке.

Нарзанные ручьи

Вот ещё один облагороженный источник. Очень уютное местечко для уединения и отдыха. Конкретных названий у источников нет, просто каждому присвоен свой номер, но таблички с номерами стояли не у всех.

Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии

Продолжение прогулки по нарзанным источникам

По мостику мы перешли на другой берег Хасаута. Здесь тоже были свои источники, присутствовали и таблички при них. Вот источник № 6.

Этот источник говорит сам за себя.

Долина нарзанов в Кабардино-Балкарии

Местную воду мы попробовали только раз из самого первого кипящего источника, больше воды не пили. Сами понимаете — вода лечебная, мало ли что может случиться.

Ещё одно уютное место для отдыха, между прочим, не пустовало. Пришлось ждать, пока не освободится, чтобы его сфотографировать.

А этот источник облагорожен для массового посетителя.

Курорт под открытым небом

То что вода в источниках разная, можно судить по её цвету в этих бассейнах для купания. Одна из них с ионами железа, другая с — ионами серебра. Просто бесплатный курорт под открытым небом, почти как в Джилы-Су, только намного ближе.

Ещё один источник попался на наши глаза, когда мы пошли прогуляться вверх вдоль правого берега реки. Вот он за каменной стеной, под навесом. Благодаря этому строению мы его и обнаружили.

Долина Нарзанов река Хасаут

Ещё на входе в парк, когда покупали билеты, молодой администратор сказал нам, что у них есть комфортабельные коттеджи и дома со всеми удобствами. Один из таких коттеджей встретился нам во время прогулки. Место для отдыха, конечно же, шикарное.

Туристический дом в Долине Нарзанов

Обратная дорога

Вообще, парк тянется вдоль реки Хасаут на 3 километра. Здесь места уже менее облагорожены. Мы не стали углубляться слишком далеко, скорее всего, там и стояли домики со всеми удобствами, про которые нам рассказали на входе в парк, но их мы оставили на «потом». Отдохнув немного на каменном мысу, мы отправились в обратную дорогу.

На берегу реки Хасаут

Вновь пройдя мимо источников, мы не стали выходить на дорогу, по которой пришли сюда, а прошли низом, через старый парк.

Парк Долина Нарзанов

Проходя по тенистым аллеям, увидели интересное строение.

Охотничий домик в Долине Нарзанов

Оказалось, что это охотничий домик, построенный ещё в 30-х годах прошлого века. В народе говорят, что это дом Калмыкова, человека, который построил здесь первую туристическую базу ещё в довоенные годы. В настоящий момент это сооружение пустует и потихоньку приходит в негодность, что очень жаль. Ведь здесь можно было бы организовать прекрасный ресторан или ещё какое-нибудь заведение. Заканчивая наше путешествие по парку «Долина Нарзанов» дарю вам маленький презент, пусть у вас всегда будет хорошее настроение.

Презент

Парк «Долина нарзанов» в Кабардино-Балкарии, как доехать на машине

В начале нужно доехать до Кисловодска. Проехав весь Кисловодск насквозь по улице Гагарина, двигаемся в сторону посёлка Индустрия. После посёлка Индустрия едем по дороге, никуда не сворачивая. По пути вы пересечёте границу Ставропольского края с Кабардино-Балкарией. Далее будет село Кичи-Балык. Здесь проезжаете прямо по трассе. Дорога пойдёт в гору. На вершине с правой стороны для ориентира будет обсерватория. Далее — затяжной спуск. Будьте осторожны, берегите тормозные колодки своих машин. В самом низу не разгоняйтесь, с правой стороны ищите указатель «Турбаза Долина Нарзанов». В этом месте по указателю сворачиваете влево и по щебёнке едете до входных ворот (см. фото 4). По пути вам встретятся импровизированные сторожевые башни, как на первой фотографии. Входной билет всего 100 рублей вместе с машиной.
Подробности можно узнать по телефонам: 8 928 690-30-01 и 8 938 077-74-26.

Парк Долина Нарзанов на карте

Ниже я представляю карту проезда к парку «Долина Наранов». На мобильных турбо-страницах эта карта не видна, чтобы её увидеть, кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Долина нарзанов в Кабардино-Балкарии, 2020 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.