Екатерининский дворец в Царском Селе ещё называют Большим Царскосельским дворцом. Он находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, 7. В самом конце страницы представлена карта с расположением Екатерининского дворца. Увидеть воочию этот дворец было давней нашей мечтой, которая наконец-то свершилась осенью 2022 года. Скажу сразу — это было грандиозное зрелище. Посетить Екатерининский дворец можно только в составе экскурсии. Билет стоит 1000 рублей, но для пенсионеров скидка 50%. Вместе с билетом на осмотр Екатерининского парка эта экскурсия обошлась нам в 600 рублей.
Екатерининский дворец заложили в 1717 году по указу Екатерины I, жены Петра I. За 300 лет своего существования дворец несколько раз перестраивался, пока не получил оконченный вид, в котором дожил до наших дней. Екатерининский дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Нетронутым оказалось только левое крыло. Всё остальное пришлось восстанавливать практически заново по старым чертежам и фотографиям. Последняя восстановительная реставрация дворца проходила в конце XX — начале XXI веков.
Парадная лестница
Осмотр дворца мы начали с Парадной лестницы. Она находится в центральной части дворца и выполнена из мрамора.
Поднявшись по первому маршу, попали в красивейший вестибюль, стены которого украшены лепниной и большими китайскими вазами.
В обе стороны от промежуточной площадки наверх попарно ведут ещё четыре лестничных марша, мраморные перила которых украшены многочисленными мраморными вазами с цветами.
Искусственное освещение в купе с розовыми шторами на окнах создавало впечатление интимной таинственности.
Выставочный зал
С парадной лестницы мы попали в выставочный зал. Здесь представлен макет Екатерининского дворца, созданный ещё в 1744 году.
Именно таким изначально планировалось создать Екатерининский дворец. Но затем было решено достроить одноэтажные части дворца до второго этажа.
Большой зал
Далее мы вошли в Большой зал. В XVIII в. его называли «Светлая галерея». Первым, что бросилось в глаза, это размеры зала (800 м²) и его золотая отделка. Большой зал предназначался для торжественных приёмов, торжеств, балов и маскарадов. Окна Большого зала выходили на обе стороны дворца, поэтому здесь было достаточно светло, отсюда и название «Светлая галерея». Все стены зала декорированы деревянной резьбой, покрытой золотом. Освещение от многочисленных подсвечников на стенах увеличивало блеск золотого покрытия.
Столько золота я ещё нигде не видел. Для украшения Большого зала потратили 8 килограммов золота, на весь же Екатерининский дворец потратили 104 килограмма золота. Пол покрыли паркетом из морёного и светлого дуба. Уникальным здесь является и потолок. По своей форме он плоский, покрытый художественной росписью. Но роспись здесь выполнили таким образом, что, когда смотришь на потолок, он кажется объёмным. Потолок как бы является продолжением стен зала.
Проходя под этими нарисованными колоннами, кажется, что они меняют свой наклон. Расписывал потолок итальянский художник Джузеппе Валериани.
Большое количество зеркал на боковых стенах ещё больше увеличивают размеры зала.
Мы прошли в следующий зал.
Антикамеры
Он назывался Антикамера. Антикамера в переводе с итальянского языка означает «передняя» или «прихожая». Всего антикамер во дворце три. Они расположены анфиладой, то есть последовательно, друг за другом. В антикамерах приглашённые гости ожидали приёма и выхода императрицы. В первой антикамере ожидали самые знатные вельможи, во второй, рангом пониже, в третьей — все остальные. Стены антикамер также украсили позолоченной деревянной резьбой.
В первой антикамере вдоль внутренних стен стоят четыре мраморные печи, покрытые красивыми изразцами. Потолки украсили росписью на библейские темы. Как зачарованные мы ходили, осматривая всю эту красоту. Воистину, роскошь не знает границ.
Это вторая антикамера, так же обильно украшенная золотом. Во второй антикамере есть четыре камина для отапливания помещения в зимнее время.
Расписанные потолки продолжают удивлять своей красотой.
Третья антикамера украшена позолоченными каннелированными колоннами по окружности зала. Каннелюры — это углубления вдоль колонн по окружности.
В настоящий момент камины в антикамерах модернизировали, они являются всего лишь муляжом. Огонь в них электрический.
Ещё в Большом зале я заметил современные батареи отопления вдоль стен. Это своего рода лепта нового времени в истории старого дворца.
Арабесковый зал
Арабесковый зал, наверное, самый элегантный зал Екатерининского дворца. Своё название он получил от многочисленных позолоченных орнаментов-арабесок по его периметру. Арабесковый зал является парадным залом и относится к личным покоям императрицы, где она принимала знатных гостей.
В Арабесковом зале уже меньше золотой помпезности. Здесь применили более спокойные сочетания белого и голубого цвета в украшении зала. По центру зала лежит большой ковёр, вытканный во Франции. Его рисунок символизирует победу России над Турцией.
Потолок украсили медальонами с художественными вставками.
Кавалерская столовая
После осмотра Большого зала и трёх антикамер мы перешли в Кавалерскую столовую. Она предназначалась для торжественных обедов в праздничные дни. Столы сервировались особой посудой с изображением российских орденов и орденских лент: Александра Невского, Святого Георгия, Андрея Первозванного и др. Изготавливали такую посуду на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.
Кавалерскую столовую также декорировали большим количеством деревянной резьбы, покрытой золотом. В углу находится изразцовая печь. Потолок украсили картинами XVIII века в позолоченном обрамлении.
На стене за главным столом установили ложные зеркальные окна, увеличивающие объём помещения.
Столовая создавалась по проектам Растрелли. Что интересно, форму столов и их расположение тоже проектировал сам Растрелли.
Белая парадная столовая
Эта столовая предназначалась для кулуарных встреч в узком кругу приближённых. Во время таких встреч устраивались различные игры и весёлые забавы.
В настоящее время вот эти пирамиды из фруктов на сервированном столе являются муляжом, а в XVIII веке эти пирамиды делали из натуральных фруктов. Одна из застольных игр заключалась в том, что гости по очереди вынимали из фруктовой пирамиды один фрукт. Если пирамиды не разваливались, ход переходил к следующему игроку.
Если же пирамида падала, то проигравший игрок должен был рассказать какую-нибудь развлекательную историю.
Как и многие комнаты Екатерининского дворца, Белую парадную столовую обильно украсили деревянной позолоченной резьбой.
Стены и потолок также украсили картинами XVIII века, имеющими позолоченное обрамление.
Малиновая Столбовая
Малиновая Столбовая — такое название эта комната получила из-за вертикальных выступов-пилястр на её стенах. Под позолоченное оформление пилястр подложена фольга малинового цвета, давшая название комнате.
Скорее всего, эта комната использовалась для тихого отдыха. Здесь стоит шахматный столик с фигурками китайских мастеров XVIII века и секретер работы известного мебельщика Абрахама Рёнтгена.
Зелёная Столбовая
Екатерининский дворец продолжал удивлять нас красотой и богатством своего убранства. Следующей была комната с названием «Зелёная Столбовая».
По своему обрамлению эта комната схожа с предыдущей, Малиновой Столбовой. Изменён лишь цвет подложенной фольги.
В этой комнате также всё располагает к отдыху. Белый позолоченный диванчик, такие же стулья, красивый секретер. Кроме этого, Зелёную Столбовую комнату украсили двумя статуями чернокожих слуг с чашами фруктов на головах.
Правда, во времена Екатерины II Зелёная Столбовая использовалась как буфетная. В ней хранились столовое серебро и фарфор.
Янтарная комната
Какими бы красивыми и роскошными ни были залы и комнаты Екатерининского дворца, несомненной изюминкой здесь является Янтарная комната. Ещё в самом начале экскурсии, когда экскурсовод сказала нам, что сегодня мы увидим эту комнату, у меня по телу пробежала дрожь. Увидеть воочию Янтарную комнату было моей мечтой. И вот наконец-то мы до неё дошли. Знаменитая Янтарная комната, похищенная фашистами в годы Великой Отечественной войны, воссоздана сегодня в первозданном виде. Отсутствуют лишь некоторые элементы.
Красота и величие комнаты не поддаются описанию, просто не хватает слов. Это нужно увидеть. Даже многочисленные фотографии не передают той атмосферы, которая витает в этой комнате. Это что-то неземное. Но тем не менее это на Земле и это в России.
Сделана эта комната в XVIII веке немецкими мастерами для прусского короля Фридриха. Будучи в Германии в 1712–1713 годах, Пётр I увидел панели этой комнаты и захотел иметь у себя в России такую же. В 1717 году сын Фридриха Вильгельм подарил Янтарную комнату Петру I.
Во время Второй мировой войны немцы вывезли панели Янтарной комнаты в Германию, в Кёнигсбергский замок. Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками, Янтарная комната бесследно исчезла. Следы её не найдены до сих пор.
В 1981 году начались восстановительные работы Янтарной комнаты. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена.
Картинный зал
Когда вошли в Картинный зал, он показался несколько необычным. Все его стены не просто увешаны картинами, они фактически покрыты ими. Картины плотно прилажены друг к другу, и разделяют их только узкие, позолоченные рамки. На стенах нет ни одного свободного места без картин. На мраморном столике у окна представлены уникальные часы с амурами. Когда-то их владельцами были король Франции Людовик XVI с супругой Марией Антуанеттой.
Картины, представленные здесь, в основном работы западноевропейских художников XVII-XVIII веков.
Фактически весь потолок Картинного зала украсили картиной «Олимп», написанной мастером Дициани.
Из Картинного зала мы перешли в Малую Белую столовую.
Малая Белая столовая
Красивая, тонкая, позолоченная резьба традиционно украшает эту комнату. Белая столовая относится к личным покоям императрицы Елизаветы Петровны, позднее Екатерины II и Александра I. На стенах висят подлинные картины, сохранённые в период эвакуации.
Подлинная здесь и мебель, позолоченные кресла и бюро работы русских мастеров XVIII века.
Китайская гостиная Александра I
Далее мы прошли в Китайскую гостиную Александра I. Китайская гостиная также относится к личным императорским покоям. Стены обиты китайским шёлком в позолоченном обрамлении. Все предметы Китайской гостиной удалось сохранить во время эвакуации, и теперь они занимают свои исторические места.
На стенах в позолоченных рамах висят картины членов императорской семьи. На самой большой картине изображён император Александр I в полный рост.
Потолок украсили картиной с изображением Венеры в золотом обрамлении.
Буфетная
Из Китайской гостиной мы прошли в Буфетную. Это небольшое узкое помещение относилось к личным покоям императрицы. В XIX веке во время приёмов здесь устраивали буфет для сервировки столов.
Всю мебель в Буфетной выполнили русские мастера XVIII века. Периметры стен украсили позолоченной деревянной резьбой.
Зелёная столовая
Следующей комнатой была Зелёная столовая. Она предназначалась для внутрисемейного обеда без посторонних. Здесь вообще нет позолоты. Стены имеют нежно-зелёный цвет и украшены лепным орнаментом.
Здесь было как-то по-домашнему уютно. С зелёной столовой начинались личные покои будущего императора Павла I и его жены Натальи Алексеевны. Их создали по указу Екатерины II в 1770-х годах.
Официантская
Рядом с Зелёной столовой находится Официантская комната. Именно отсюда выносились блюда во время трапезы императорской семьи. Являясь служебным помещением, Официантская не выглядела помпезной. Как и в Зелёной столовой, здесь нет золотых украшений. Стены украшены деревянными пилястрами под мрамор, соединёнными в верхней части арками из гипса.
Столики и комод относятся к XVIII веку. Деревянные стулья сделали русские мастера XIX века.
Парадный кабинет Александра I
Парадный кабинет ещё называют «Мраморным» за отделку его стен светло-розовым мрамором. Кабинет этот предназначался для важных аудиенций Александра I. На входе в кабинет стоят две колонны ионического ордена. На противоположной стороне также находятся две полуколонны по обеим сторонам камина. Внутренний облик парадного кабинета довольно строгий. Здесь нет изысканных украшений. Всё подчёркивает деловой характер помещения.
Единственными украшениями кабинета являются фарфоровая ваза с изображением Александра I, въезжающего в Париж в 1814 году, люстра, каминное зеркало и рабочие принадлежности из уральского малахита на столе императора.
Малая проходная комната
Малая проходная — это небольшая комната с одним окном, входила в состав личных покоев великой княгини Натальи Алексеевны. Позднее — второй жены Павла I Марии Фёдоровны. В XIX веке она была частью Карельского кабинета Александра I, не дошедшего до наших дней.
Нынешняя обстановка Малой проходной состоит из мебели, изготовленной в первой четверти XIX века.
Малая анфилада
Заканчивали мы свою экскурсию по залам Малой анфилады. Эти комнаты принадлежали к покоям императорской семьи. К сожалению, до наших дней не сохранился интерьер этих комнат, и их отреставрировали в едином строгом стиле.
Здесь представлено шесть комнат, в которых находятся экспонаты, отражающие личные вкусы и предпочтения представителей династии Романовых, от Елизаветы Петровны до Николая II.
На этом наша экскурсия по залам Екатерининского дворца завершилась. Мы получили уйму впечатлений от увиденного. Далее мы направились осматривать Екатерининский парк.
Екатерининский дворец на карте
Ниже я представляю карту проезда к Екатерининскому дворцу. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы увидеть её, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Екатерининский дворец в Царском селе, 2022 год.
Доехать до Екатерининского парка удобнее всего на автобусе 299 или на маршрутке 545. Они останавливаются в Пушкине прямо около входа в парк (строение из красного кирпича, напоминающее замок с башенкой) Они идут от метро Московская ( площадь с фонтанами).