В пещерный город Чуфут-Кале мы отправились сразу же после посещения Успенского пещерного мужского монастыря.
Бетонная, ухоженная дорожка вдоль пещерного монастыря закончилась.
Началась дорога, которую, наверное, не ремонтировали последние 500 лет её существования, со времён событий, некогда происходивших здесь. Выложенная из крупных каменных плит, дорога почти полностью развалилась. По ней было тяжело идти, приходилось опасаться, как бы не подвернуть ногу. Здесь нам встретилось древнее мусульманское кладбище.
У входа на табличке прочитали: «ГАЗЫ МАНСУР» — текие дервишей, мусульманское кладбище XV-XIX веков.
Немного истории
В переводе с крымскотатарского языка Чуфут-Кале — это «еврейская церковь». До XVII века это место называлось Кырк-Ер или Кырк-Ор, что на тюркском языке означает «сорок замков». Это родовая крепость крымской правительницы Джанике. Впервые в исторических летописях город Кырк-Ор упоминается в 1253 году, и вплоть до XVII века он носил это название.
Начиная с XIV века, Крымский хан разрешил селиться здесь караимам. В других местах Крымского ханства им жить запрещалось. С XVII века они уже составляли большую часть населения пещерного города. Отсюда и пошло новое название города Чуфут-Кале. Постепенно дорога стала уже и пошла в гору. Чуфу-Кале располагается на горном плато Бурунчак, на высоте 581 метр, в 2,5 км к востоку от Бахчисарая.
Скалистые склоны достаточно круты. Лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа, по которой мы сейчас и топали.
Древний колодец
Вот это небольшое строение с плоской крышей привлекло моё внимание. Оказалось, что это древний водосборный осадочный колодец Тик-Кую. Открыли его недавно, в 1998 году. Это целое гидротехническое сооружение средневековья. Глубина колодца составляла более 120 метров. Чтобы добраться до воды, нужно было спуститься в колодец по наклонной галерее на глубину 80 метров и далее по винтовой лестнице до самой воды.
На случай осады города к колодцу прорубили подземный тоннель. Он брал своё начало недалеко от южных «тайных» ворот. Жители неоднократно пользовались этим тоннелем во время нападения неприятеля. Во время нашего пребывания здесь колодец был накрыт округлой крышей, вход под которую был закрыт на замок.
Пещерный город Чуфут-Кале
Наконец-то мы дошли до входа в древний пещерный город-крепость Чуфут-Кале, расположенного на горном плато Бурунчак. Эти небольшие южные, «тайные» ворота города называются Кучук-Капу. У входа познакомились с ценами на входные билеты,
и прочитали современное название этого места.
Основной вход в пещерный город-крепость Чуфут-Кале узкий и довольно крутой. С одной стороны природная скала, а с другой высокая каменная оборонительная стена. Древние строители сделали это специально, чтобы затруднить вход в город во время штурма. Вот символическое место южных или «тайных» ворот Кучук-Капу.
Сверху оборонительное сооружение выглядит вот так. Это своеобразный каменный мешок для наступающих. Попавшие сюда воины не могли вырваться назад, так как на них сзади напирали следующие наступающие, сверху на них летели тучи стрел обороняющихся, а впереди «тайные», то есть невидимые заранее ворота.
Осмотр мы начали вот с этих пещер — это древние кошары. Здесь находились хозяйственные помещения, содержались бараны и овцы. Некоторые помещения соединялись между собой небольшими проходами.
Мы продолжили подъём наверх по нешироким улочкам города. Хотя какие это были улочки, просто широкие каменные тропинки.
Сам пещерный город находился в развалинах. Но кое-что всё-таки осталось.
Караимские кенасы
До наших дней дожили несколько домов, сохранившихся в приличном состоянии. Вот первые из них — это Большие и Малые караимские кенасы, культовые сооружения караимского населения древнего города.
В арочном пристрое установлены лавочки. Это оказалось очень кстати. Здесь мы и присели отдохнуть в первый раз после продолжительного подъёма.
Двери обеих кенас были слегка приоткрыты и связаны между собой цепью на замке. Сквозь небольшую щель можно заглянуть внутрь, что я и сделал. Так выглядят изнутри Большая кенаса. Не могу сказать, действующие это кенасы или нет, как-никак мы находились в музейном комплексе, но выглядели внутри кенасы очень прилично.
Таким же образом, через щель между дверями, я заглянул внутрь Малой кенасы. Интерьер тут был немного попроще, видны следы беспорядка. Скорее всего, здесь проходит какой-то небольшой ремонт.
В Большой кенасе проводились торжественные, праздничные службы, Малая же использовалась для проведения повседневных служб.
Мавзолей Джанике — «дюрбе»
Отдохнув немного у караимских кенас, мы пошли дальше. Впереди увидели отлично сохранившееся старое здание. Это оказалось мавзолеем Джанике, крымской принцессы — дочери золотоордынского хана Тохтамыша. По-крымскотатарски мавзолей — дюрбе.
Джанике была яркой звездой в политике Крымского ханства. Во время битвы её брата Кадыр-Бердыя с её мужем, ордынским полководцем Едигеем, оба погибают. Джанике-ханым стала старшей из рода Тохтамыша и могла претендовать на престол в Кырк-Оре — столице Крымского ханства. Скорее всего, она и правила здесь вплоть до своей кончины в 1437 году. После смерти Джанике крымские ханы воздвигли мавзолей — «дюрбе», где и похоронили Великую Государыню.
Через решётку на входной двери я заглянул внутрь. В глаза бросилось большое количество лежащих на полу металлических денег, брошенных туристами. На возвышенности у дальней стены лежали надгробные плиты. На табличке прочитал надпись: «Мавзолей-усыпальница Джанике-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша». Невероятно, что этот мавзолей сохранился в таком прекрасном состоянии до наших дней на фоне полностью разрушенного города.
Плато Бурунчак
Мы продолжили осматривать пещерный город-крепость Чуфут-Кале и вышли к противоположному склону горного плато Бурунчак. От открывшейся картины перехватило дух.
Перед нами лежала широкая долина, на противоположной стороне которой находилось такое же плато, как и то, на котором мы сейчас находились.
Складывалось впечатление, что когда-то, в стародавние времена, в этом месте произошла какая-то тектоническая катастрофа.
Бывшее большое плато «дало трещину» и со временем разделилось на две части. Может быть, я и ошибаюсь, это всего лишь мои домыслы. Мы стояли на краю плато и любовались красивым пейзажем, но надо было идти дальше, наша экскурсия по городу-крепости ещё не закончилась.
Идя по каменистой дорожке, я вдруг споткнулся. Когда посмотрел под ноги, то увидел, что наступил на историю. Нога стояла на фрагменте плиты, которая, скорее всего, являлась частью украшения какого-то здания. Я тогда ещё подумал про головотяпство археологов, дрожащих над мельчайшими черепками, найденными во время раскопок.
А тут такая плита, и на тебе, все ходят по ней, топчут своими ногами, ломают её, и никому до этого нет дела. Поразительно!
Средние ворота
Впереди показалось ещё одно интересное сооружение. Оказалось, что это Средние ворота Орта-Капу.
Особенность их в том, что в закрытом положении створки ворот входили в специальные пазы, из которых их было труднее выбить. Отсюда начинается Средняя, самая древняя оборонительная стена, датируемая VI-VII веками.
От Средних ворот мы пошли в сторону Монетного двора и Ханской тюрьмы.
Монетный двор
Раньше в этом месте находился монетный двор. При раскопках осадочного колодца Тик-Кую в 1998-2001 годах был найден клад монет весом более 5 килограммов.
Наверное, там была и продукция этого монетного двора. Для меня так и осталось непонятным до конца, как строился этот город его жителями. С одной стороны, каменная кладка зданий и многих сооружений это понятно. Но вот для чего и как строились вот такие выемки в камне? То ли для стока воды, то ли ещё для чего-нибудь?
Сколько труда нужно было вложить, чтобы обтёсывать эти каменные стены! Конечно, было бы интересней посмотреть, как это всё выглядело изначально.
Ханская тюрьма
Уж не знаю, как всё это выглядело снаружи раньше, но внутри это просто грандиозное сооружение, известное своей печальной историей. По ступенькам вот перед этим каменным проёмом мы спустились вниз.
Выдолбленная в камне камера оказалась довольно большого размера. Свет в неё проникал через три выбитых в стене оконных проёма. В стенах выдолблены ниши, вероятно, для нар.
Сколько здесь одновременно сидело народа — осталось неизвестным, но вот то, что здесь томились наши соотечественники, — это исторический факт.
Около 1574 года в ходе дозора на крымской границе был взят в плен опричник Василий Григорьевич Грязной, любимец Ивана Грозного. Крымские татары хотели выменять Грязного на крымского полководца Дивея-Мурзу или за выкуп 100 000 рублей. Несмотря на мольбы Грязного об освобождении, которые он отправлял царю в письмах, Грязной был выкуплен только в 1577 году за 2000 рублей.
21 февраля 1661 года был заключён в крепость Чуфут-Кале боярин-воевода Василий Борисович Шеремет, попавший в плен после битвы под Чудновом. В плену В. Б. Шеремет провёл двадцать один год. Российские власти пытались выкупить В. Б. Шеремета, но каждый раз, когда удавалось договориться о выкупе, в Крымском ханстве менялась власть. Только с третьей попытки это удалось сделать.
Василий Борисович Шеремет провёл в плену 21 год. Здоровье его было сильно подорвано. Вернувшись в 1682 году в Санкт-Петербург, через год он умер. Одновременно с В. Б. Шереметом с 1668 года в ханской тюрьме находился князь Андрей Григорьевич Ромодановский, попавший в плен к татарам при ведении боевых действий против правобережного гетмана Петра Дорошенко. Выкуплен А. Г. Ромодановский в 1682 году вместе с В. Б. Шереметом.
Вид из окна Ханской тюрьмы был слабым утешением для её узников.
Усадьбы А.С.Фирковича
Мы продолжили нашу экскурсию по древнему пещерному городу и подошли к ещё одному сохранившемуся до наших времён комплексу знаний.
Это усадьба А. С. Фирковича, караимского учёного, писателя, историка и самого знаменитого караимского общественного деятеля XIX столетия. Много времени и сил Авраам Самуилович Фиркович посвятил поискам истины, заключающейся в том, что караимы появились на Крымском полуострове задолго до Рождества Христова. А отсюда, значит, что они не должны нести ответственность за распятие Христа и подвергаться одинаковым с евреями ограничениям, так как находились в это время совсем в другом месте.
В поисках истины А. С. Фиркович отправился в путешествия по Крыму, Кавказу, Палестине и Египту. Ему удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей. Большая часть этих коллекций была приобретена для Императорской Публичной библиотеки в 1862 и 1876 годах. Она и поныне хранится в Российской национальной библиотеке.
Последние дни своей жизни А. С. Фиркович прожил в Чуфут-Кале, где скончался 7 июня 1874 года, в усадьбе, рядом с которой мы сейчас находились. Когда мы подошли к двери усадьбы А. С. Фирковича, на ней висел замок.
Мы отправились назад. По пути ещё раз осмотрели старый пещерный город. Что-то первобытное чувствовалось здесь.
Рядом с Водосборным осадочным колодцем я увидел вот этот город сейдов. Подобные каменные конструкции можно встретить во многих частях света. У каждого народа они имеют свой смысл и название. Но чаще всего эти пирамидки из камней строятся для защиты от злых духов или для медитации, а также для пожелания самому себе ещё раз вернуться в это место. Какой смысл у этих сейдов — осталось загадкой, скорее всего, последнее из перечисленного.
Возвращались по той же самой древней дороге. Спускаться, между прочим, не всегда легче, чем подниматься. Усталыми ногами идти по таким ухабам тоже было тяжело, но мы благополучно вернулись назад, к своей машине. День был прожит не зря.
Чуфут-Кале на карте
Ниже я представляю карту проезда к пещерному городу-крепости Чуфут-Кале. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Пещерный город-крепость Чуфут-Кале, 2022 год.