Иверский женский монастырь

 Иверский женский монастырь — православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской иепархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.

В январе 1850 года горожане подали прошение симбирскому епископу Феодотию об открытии в Самаре женской общины в память об уничтоженном монастыре, указав, что уже 38 женщин желают посвятить себя иноческой жизни. Сообщалось, что в Самаре проживает довольно много различного рода сектантов и раскольников разного толка, и создание православной общины если и не искоренит сектантство, то значительно его ослабит. Феодотий переслал прошение в Святейший Синод, сопроводив его своим ходатайством с указанием необходимости, благовременности и пользы от открытия общины в Самаре.  27 сентября 1850 года, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил место новой женской общины и ее насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. Община была посвящена Иверской иконе Божией Матери по желанию благотворительницы, пожертвовавшей обители свою семейную святыню.

Иверский женский монастырь

Преобразование общины в монастырь

Наступило время для осуществления главного упования и надежды сестер обители, которые, вступив на путь иноческого жития, желали полного самоотречения в монашеском чине. 24 марта 1860 года Преосвященный Феофил вошел с представлением в Священный Синод о возведении Иверской общины в степень монастыря и о пострижении в монашество настоятельницы и других сестер общины. 6 июля 1860 года Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода о возведении Иверской женской общины в степень монастыря.

Иверский женский монастырь

Благотворительность Иверского женского монастыря

В начале ХХ века в монастыре имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений. В церковно­приходской школе обучалось сто человек, причем некоторые приходили даже с далеких окраин, поскольку их родители ценили благотворное влияние примеров монашеской жизни, которые в святой обители они видели на каждом шагу, ведь начало каждого дела сопровождалось молитвой и крестным знамением, непрестанная сосредоточенность и серьезность проявлялись при исполнении послушаний, звучали тихие, скромные и поучительные речи и ко всем было ласковое отношение.

.Кроме детей­-школьниц, в монастыре жили девочки, которых родители отдавали на воспитание в кельи монахинь, и сиротки, которых монастырь обувал, одевал, питал и воспитывал.

Имелся странноприимный дом, в котором путешественник и ­богомольцы при готовом от обители отоплении, освещении, питании и уходе могли жить столько, сколько им потребуется для отдыха и для молитвы.

Иверский женский монастырь

Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ божией матери Иерусалимская и давший название монастырю образ божией матери Иверская. На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане.

Иверский женский монастырь

Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги. Большой вклад в дело развития Иверского женского монастыря внёс тогдашний губернатор Самарской губернии Пётр Владимирович Алабин.

Самарское знамя

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность.

Сбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина – Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Самарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: белой, пунцовой и синей. Посередине знамени с обеих сторон вышит золотом по черному фону четырехконечный крест. На одной его стороне – изображение славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой – Иверский образ Божией Матери. Древко знамени, изготовленное в московском Чудовом монастыре в византийском стиле, венчалось копьевидным наконечником из червонного серебра.

Самарская депутация в составе городского Головы Ефима Тимофеевича Кожевникова и гласного городской Думы Петра Владимировича Алабина повезла знамя на пароходе «Вестник» в Сызрань, оттуда по железной дороге в Москву.  Из Москвы знамя повезли через центральные губернии в Молдавию. Преодолев три тысячи километров, оно прибыло в Кишинев. Из Кишинева депутация проследовала в лагерь болгарских дружин в румынский город Плоешти, и повсюду народ приветствовал знамя! 6 мая 1877 года при большом стечении народа после молебна оно было вручено 3­й дружине болгарского ополчения.

В лагерь болгарских дружин под Плоешти прибыл главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна знамени на древко. Привезенный молоток, которым прибивалось знамя, был передан на хранение в самарский Кафедральный собор как святыня.

Самарское Знамя

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая – в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником – Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.

Годы забвения

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение

Земная Церковь живет молитвами Небесной. Через семьдесят лет после того, как была разорена Иверская обитель, молитвами отошедших уже в мир иной иверских сестер тоненькой ниточкой наметилась прерванная преемственность. 6 декабря 1991 года была зарегистрирована община Иверского монастыря. 13 февраля 1992 года ей передали 0,79 га земли с Трапезным храмом, домом игумении и бывшей ремесленной мастерской. Первые Богослужения совершались в корпусе, над которым сейчас выстроена звонница. Там были коммунальные квартиры, и одну из них на первом этаже передали верующим.

Иверский женский монастырь

В конце Рождественского поста 1992 года сестры, составившие Иверскую общинку, устроили «стояния» на пороге бывшего Иерусалимского храма, в котором в то время размещался Дом науки и техники. Эти «стояния», продолжавшиеся целую неделю, получили резонанс в прессе, и вскоре последовало решение мэра г. Самары О. Н. Сысуева о передаче здания трапезной Иерусалимской церкви общине.

24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое со времени закрытия монастыря Богослужение в Трапезном храме.

Иерусалимский храм

Тог­да же главной свя­тыней самарской обители стала подаренная Владыкой Иверская икона афонского письма, хранившаяся до этого в алтаре Покровского собора. Единственный сохранившийся до наших дней Иерусалимский храм стал местом проведения монастырских Богослужений в первые тринадцать лет. При игумении Иоанне здесь был установлен новый иконостас, иконы помещены в резные нарядные киоты, оформлены клиросы. Благолепно и молитвенно стало в церкви, освящение которой состоялось 5 января 1995 года, в канун праздника Рождества Христова. В храме ежедневно стали совершаться уставные Богослужения.

В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

Иверский Собор

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в сослужении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Самым заметным зданием в Иверской обители для всех жителей города и для туристов, которые на теплоходах проплывают по Волге, конечно же, можно считать 57-­метровую колокольню. Колокольня Иверского женского монастыря

Это точная копия дореволюционной монастырской колокольни, которая долгое время являлась визитной карточкой города Самары. Как и до революции, над святыми вратами устроена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Рядом с колокольней установлен поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

Поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла

Не случайно он стоит у самого входа в монастырь, ведь крест – это символ нашей веры и нашего спасения.

Так Иверский женский монастырь возвратился к жизни. Преобразилась его территория, обустроилась внутренняя жизнь. Сложился свой устав, постепенно накапливается опыт монастырского общежития, увеличилось число сестер с 12 до 70, стали совершаться первые монашеские постриги. Дух благочестия вернулся в обитель. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу. И сегодня, после десятилетий запустения и разрухи, здесь чувствуется дух того уюта и благолепия, который в дореволюционные годы был присущ всем женским обителям России.

При создании страницы использовались материалы сайта иверский.рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 8 =

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru