Где находится
Мраморная пещера находится в Крыму, на нижнем плато массива Чатыр-Даг, недалеко от посёлка Заречное, расположенного на трассе Симферополь — Алушта. Рядом с Мраморной пещерой находится ещё одна, не менее интересная пещера — Эмине-Баир-Хосар. Эту пещеру ещё называют Мамонтовой, так как в ней обнаружили скелеты мамонтов. Обе пещеры располагаются рядом друг с другом, на расстоянии около километра.
Как доехать на машине
Мы ехали со стороны Симферополя. В Заречном на широком перекрёстке на светофоре свернули направо, в сторону посёлка Мраморное. Проехав после поворота в Заречном около 3-4 километров, вот по этому указателю свернули ещё раз направо.
А ещё через 1,5 -2 километра перед въездом в посёлок Мраморное с правой стороны увидели вот такую картину. Это что-то типа джиппинговой станции. Мужчины стояли на обочине и голосуя проезжающим машинам, предлагали дальше поехать с ними на УАЗах. То, что дорога до пещер не ах, мы уже знали. Решили не рисковать и воспользовались услугами местного джиппинга. Цена до Мраморной пещеры составила 3000 рублей. До обеих пещер — 4000 рублей.
Что можно сказать о последнем 10-километровом участке дороги до пещер — это дорога на любителя. Если вы любите и бережёте свою машину, то лучше воспользуйтесь услугами джиппинга. На простом седане здесь проехать можно, двигаясь со скоростью 10-15 километров. Крупный щебень и ухабы не дают разогнаться быстрее. Наш УАЗ ехал со скоростью 40 км/час, но это был экстрим. Понятно, человек все-таки зарабатывал деньги. Уже на подъезде к пещерам увидели вот эти указатели.
Начать мы решили с Эмине-Баир-Хосар, то есть с Мамонтовой. А уже после осмотра Мамонтовой на этой развилке повернули в сторону Мраморной пещеры.
Цена билетов в Мраморной пещере такая же, как и в Мамонтовой — 900 рублей. Пенсионной скидки также нет, ну что поделать?…
У входа осмотрели план Мраморной пещеры.
Мраморная пещера
Это самая крупная пещера на Крымском полуострове. Обнаружена Мраморная пещера относительно недавно — в 1987 году, а в 1989-м её уже оборудовали и открыли для посещения туристами. Мы вновь спустились в подземелье. Несмотря на заверения экскурсовода, что, в отличие от Мамонтовой, Мраморная пещера горизонтальная, спускаться вниз тоже пришлось значительно, около 60 метров. По своей структуре Мраморная пещера во многом напоминает Мамонтову. Здесь такие же огромные залы, много красивых натёков и сталагмитов, напоминающих рукотворные дворцы, но последних здесь больше.
Со слов экскурсовода, название «Мраморная» пещера получила авансом. Она состоит из пород ещё не сформировавшегося мрамора. Нужно подождать ещё пару-тройку миллионов лет, чтобы пещера стала по-настоящему мраморной. А вообще, недалеко от Мраморной пещеры находится месторождение по добыче мрамора. Недаром и поселок, мимо которого проходит дорога к пещерам называется Мраморное.
Галерея сказок
Названа галерея так потому, что натёчные образования напоминают здесь силуэты различных сказочных героев. Официальных названий каждой скульптуры нет. Экскурсовод называла сразу по три-четыре названия каждой скульптуры, ссылаясь на то, что все эти названия были придуманы туристами, посетившими когда-либо эту пещеру. Кому что почудится.
Одно из названий этого сталагмита — Пизанская башня, кто-то увидел в этом «Минарет». Это то, что мне запомнилось, но были и другие названия. Для себя можете назвать его как угодно.
Со слов экскурсовода, по мнению учёных, «Пизанская башня» возводилась природой 180 миллионов лет. Чуть дальше от Пизанской башни, с левой стороны от бетонной дорожки находится скульптура Хозяина пещеры.
Согласитесь, похоже на суровое, брутальное мужское лицо. Даже немного мрачное. С научной точки зрения — это всего лишь сталагмит, принявший такую необычную форму. Участие человека здесь только в правильно подобранном освещении.
Уже побывавшие во многих пещерах на территории России, мы поняли одну особенность. Все пещеры имеют своего хозяина или хозяйку. Как только в пещере находится каменное изваяние с человеческим ликом, оно становится хозяином пещеры. Это стало своеобразным национальным фольклором.
Скульптура на фотографии ниже напомнила мне самурая с мечом в боевой позиции. Кто-то увидел здесь кактус в горшке.
У кого-то могут возникнуть и другие ассоциации.
Зал перестройки
Здесь мы увидели нагромождения огромных камней массой до нескольких сотен тонн, лежащих в хаотическом порядке, наваленных друг на друга. Когда-то здесь был грандиозный обвал, после которого всё осталось в неизменном виде. Зал этот довольно большой — около 250 метров.
Проходя всё глубже и глубже в пещеру, мы любовались красивыми, разноцветными натёками и скульптурами, сотворёнными природой.
Неповторимые формы каждой из них вызывали чувство восхищения, иногда изумления от увиденного.
Хочется подойти к каждой из них, осмотреть со всех сторон, потрогать руками — прикоснуться к древности. Но это здесь категорически запрещено. Помню угрозы экскурсовода немедленно вывести из пещеры кого-то из посетителей только за то, что он случайно прикоснулся к стене, споткнувшись обо что-то в темноте.
Лично у меня тогда это вызвало негативную реакцию. Освещались, в основном, только верхняя и боковые части пещеры, пешеходная бетонная дорожка всегда была в тени.
Вот ещё один шедевр природы. Эти сталагмиты напомнили мне оборонительные башни на склонах Кавказских гор.
Мраморная пещера продолжала открывать нам свои красоты. Сказочные дворцы и замки стали чаще попадаться нам на пути.
Интересна была сама атмосфера пещеры. Лучше всего это ощущалось при взгляде вдаль. Сказочность ощущалась во всём.
Иногда казалось, что местные жители смотрят на тебя тайком из укрытия, оценивают тебя. И если ты им понравишься, то они готовы выйти тебе навстречу.
Поцелуйчик
А вот подобная скорая встреча сталактита и сталагмита у спелеологов называется поцелуйчик. Таких «поцелуйчиков» в пещере встречается много. В результате такой встречи рождается сталагнат. Вроде бы и скорая встреча, но для разных пар ждать придётся от сотен до десятков тысяч лет.
Процесс формирования пещеры происходит до сих пор. Проходя мимо таких объектов, я поймал себя на мысли, что я не только любуюсь ими, но и в подсознании ищу им название. Вот эту скульптуру я бы назвал «Старший брат», а может быть, «Отец и сын».
Удивляюсь, на сколько прочны такие конструкции.
А вот здесь «поцелуйчик» всё-таки произошёл. Правда мне кажется, что «брак» здесь неравный. Старый, мощный сталагмит встретился с совсем юным сталактитом.
А это творение я бы назвал Эйфелевой башней. Широкий у основания сталагмит резко сужается на вершине.
Жемчужные озёра
По мере нашего путешествия по Мраморной пещере «рельеф местности» несколько изменился, а сама пещера несколько расширилась.
Появились озёра и высохшие русла. Свод пещеры стал выше.
Мы спустились к самому озеру. Эта местность в пещере называется Жемчужные озёра.
Рядом с озером находится огромный сталагнат, упёршийся вершиной в боковой свод пещеры. Даже сложно представить, сколько ему лет.
Здесь я увидел ещё одного стража пещеры. На заднем плане фотографии лицо мужчины, обращённое вверх. Про себя я назвал его «Спящий страж».
А вот эта бахрома, висящая на камне, не что иное, как корни каких-то деревьев, пробившиеся по трещинам в камне и оказавшиеся внутри пещеры.
Сама местность Жемчужных озёр напоминала какой-то космический пейзаж. Это так называемая кальцитовая плотина, которая перекрывает жемчужный зал от остальной части пещеры.
Первая моя эмоция, помню, была, что неужели это всё на Земле. Трудно сравнить, то ли на Луне находишься, то ли на Марсе, а то ли ещё на какой другой планете. Представляю себе эмоции спелеологов, впервые увидевших такое.
Но самое интересное в этом месте — это акустика Жемчужного зала. Создаётся впечатление, что находишься внутри колокола. Недаром профессиональные музыканты, узнав об этой особенности пещеры, стали устраивать здесь симфонические концерты. Для этого здесь даже покрыли пол специальной плиткой. У меня по этому поводу возник вопрос, не боятся ли они, что частота звучания музыкальных инструментов, совпадёт с собственной частотой колебания некоторых природных скульптур и резонанс разрушит всё это великолепие. А так было бы заманчиво послушать здесь классическую музыку.
Дворцовый зал
Из Жемчужного зала мы возвращались через Дворцовый зал. Здесь так и хотелось сказать, что акустическая музыка тут превращена в музыку камня. Это настоящая сокровищница природного зодчества.
Куда ни глянь — везде дворцы и замки.
Один шедевр сменяется другим. Здесь и мечети с минаретами, и каменные джунгли.
Неповторимые замки на вершинах гор поражают своим многообразием, световые тени от которых добавляют таинственности происходящему.
Здесь видны настоящие кавказские пейзажи, эдакие картины в камне.
А это уже католические мотивы — готика во всей своей красе.
Жалко, что фотографии не передают объёмную картину.
Разнообразию нерукотворных дворцов нет предела. Например, эти чем-то напомнили мне православные храмы.
А вот эти восточные минареты как будто бы вышли из сказок «Тысячи и одной ночи».
Дворцы окружали нас со всех сторон. Мне не верилось своим глазам, что я вижу это воочию. Иногда хотелось ущипнуть себя, что это не сон.
Наша экскурсия по Мраморной пещере заканчивалась. Эмоции зашкаливали. Нам ещё никогда не приходилось видеть такой красоты.
Здесь я лишний раз убедился, что природа прекрасна во всём своём величии, где бы мы ни находились: в горах, в лесах, в море или на реках. Даже под землёй, в этой кромешной, мрачной, сырой, холодной темноте есть своя неповторимая музыка природы.
Последний раз окинув взглядом эти обнажённые природные статуи, мы пошли к выходу.
Мраморная пещера на карте
Ниже я представляю карту проезда к Мраморной пещере. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце странички кликните по ссылке «Перейти на оригинал», интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Мраморная пещера Крым, 2022 год.