Экскурсия по Болгару

Наша экскурсия по Болгару продолжалась. Мы, поднялись вверх по асфальтированной дорожке с берега Волги после осмотра Колодца Габдрахмана. Оказавшись рядом с фуд-зоной, немного перекусили здесь и приступили к осмотру древних строений Болгарского городища.

Северный мавзолей

Самый ближним к нам оказалось здание с круглой крышей. Подойдя поближе, прочитали, что это Северный мавзолей. Возвели его в XIV веке во времена правления Узбек-хана. Мавзолей являлся усыпальницей булгарского знатного рода.

Экскурсия по Болгару Северный мавзолей

Здесь проводились поминальные молитвы. По окружности купола установлены керамические сосуды-голосники для воспроизведения эффекта эха во время молитвы. Мы вошли внутрь. Здесь, вдоль стен, увидели множество намогильных плит с надписями на арабском и булгарском языках. На каждой плите — имя усопшего, информация о нём и цитата из Корана: «Смерть есть врата, и все люди войдут в них». В XIII–XIV веках эпитафии были в расцвете.

Надгробные плиты в Северном мавзолее

Соборная мечеть

Рядом с Северным мавзолеем находятся руины Соборной мечети с сохранившимся до наших дней минаретом. Это главное здание в центре города, в которое также входят Ханский дворец, Восточный и Северный мавзолеи. Мечеть построили в XIII веке после завоевания Болгара ханом Батыем.

Экскурсия по Болгару Соборная мечеть

Она имела внушительные размеры 32×34 метра. Во время своего существования мечеть несколько раз восстанавливалась после разрушений. В настоящее время руины мечети реставрированы. Красной линией на стенах обозначена граница старой и новой кладки. Большой минарет Соборной мечети возвышается на 24 метра. В своё время он был отреставрирован по указу Петра I, но рухнул в 1841 году. Причиной обрушения минарета стали «чёрные копатели», искавшие здесь древние сокровища.

Большой минарет в Болгаре

Современный минарет восстановили в 2000-х годах. За сто рублей здесь можно было забраться наверх минарета. Мы этого делать не стали, так как была большая очередь.

Успенская церковь в Болгаре

В непосредственной близости от Соборной мечети мы увидели православную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построили церковь в 1732–1734 годах на средства казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева. Колокольню построили на средства прихожан.

Экскурсия по Болгару Успенская церковь

В настоящий момент церковь недействующая. Здание её входит в комплекс Булгарского заповедника и используется как музей русской культуры.

Памятный знак

Наша экскурсия по Болгару продолжалась. Ещё издали мы увидели необычное здание с полумесяцем на большой позолоченной крыше. Когда подошли ближе, то узнали, что это Памятный знак, построенный в 2012 году как символ принятия ислама волжскими булгарами в 922 году. Здесь же находится музей Корана. Недолго думая, мы вошли внутрь. Вход в музей сделали через подвальное помещение. Здесь, в глубине, располагается экспозиция истории Корана.

Экскурсия по Болгару Памятный знак

Далее по лестнице мы поднялись наверх в большое светлое помещение. Здесь, в самом центре зала, на пьедестале под стеклянным ограждением увидели настоящую мусульманскую святыню — самый большой в мире Коран.

Самый большой Коран в мире

Коран внесён в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое печатное издание священного писания. Изготовленное итальянскими мастерами, оно впечатляет своими размерами: 2 метра в длину и 1,5 в ширину, весом 500 килограммов. Коран украсили топазом, малахитом, бирюзой, яшмой, изумрудами, серебром и сусальным золотом. Раз в месяц Коран перелистывают, чтобы не слежались его страницы. Чтобы поднять его обложку, используется сила четырёх человек. Осмотрев реликвию, мы пошли дальше.

Восточный мавзолей

Когда мы подошли поближе к зданию с конусной крышей, то у входа прочитали, что это Восточный мавзолей. Здесь мы почти не увидели следов реставрации. Здание мавзолея дошло до нас в своём первозданном виде. Построенное ещё в XIV веке, оно служило мусульманской усыпальницей. В XVIII веке усилиями местных монахов мавзолей превратили в христианскую церковь Святого Николая. В 1994 году на конусной крыше вновь установили полумесяц.

Экскурсия по Булгару Восточный мавзолей

Мы зашли внутрь. На этот раз здесь всё было осовременено. Внутри мавзолея показаны раскопанные погребальные ниши и какие-то непонятные схемы. Мы не стали в них вдаваться. Место раскопок огорожено стеклянным ограждением. Интереснее было просто посмотреть на внутренние стены, которым более 700-т лет, и представить, что они за всё это время здесь видели.

В Восточном мавзолее

Выйдя из Восточного мавзолея, мы немного осмотрелись. В принципе, в центральной части Болгарского городища мы всё уже осмотрели. В полукилометре к югу виднелись ещё древние строения, и мы потихоньку побрели к ним, по пути осматривая то, что попадалось нам на пути. Вот в этом длинном здании располагаются фуд-зона и сувенирные магазинчики. Кое-что мы здесь себе приглядели.

Фут зона в Болгаре

Встретился нам музей «Домик лекаря», заходить в него мы не стали.

Экскурсия по Болгару Музей Лекаря

Бани Восточная палата

Заинтересовался этим реставрированным фундаментом. Оказалось, что это ещё одни бани под названием «Восточная палата». Я решил походить по этим «восстановленным руинам». Смотреть особо было нечего, но мне было интересно осознавать, что нахожусь в историческом месте.

Экскурсия по Болгару Бани Восточная палата

Я представил себе, как здесь ходили люди. Пытался погрузиться в ту банную атмосферу, сопутствующую процессу мытья. Представлял себе уют моечного помещения, его влажную тёплую атмосферу. Отчасти мне это удалось.

Исторический центр в Болгаре

Выйдя из Восточной палаты по дорожке, пошёл догонять своих. Ещё раз оглянувшись, сфотографировал исторический центр Булгарского городища. Вообще, гуляя по территории древнего городища, я почувствовал, что наша экскурсия по Болгару становится всё более и более познавательной. Мною даже стал овладевать какой-то азарт познания.

Ханская усыпальница

Пройдя с пол-километра, мы подошли к вот этой ханской усыпальнице. Осматривая стены снаружи, видно, где сохранилась старая кладка, а где поработали реставраторы. Всё равно это меня больше впечатляет, чем восстановленные древние фундаменты. Первоначально усыпальница использовалась как мечеть. При раскопках здесь обнаружены печь и каналы подпольного отопления.

Экскурсия по Болгару Ханская усыпальница

После набега Аксак-Тимура жизнь в этой части городища замерла, и строение превратилось в усыпальницу.

Внутри Ханской усыпальницы

Войдя внутрь, я увидел несколько надгробий и старую кладку — тут я немножко «потрогал» историю. Рядом с Ханской усыпальницей стоит Малый минарет. Он дошёл до наших времён в первозданном виде. Построенный по образцу Большого минарета, в высоту он имел 10–11 метров. На минарет можно забраться, что я и сделал. Проход наверх оказался очень узким, причём чем выше поднимаешься, тем проход становился ещё уже.

Экскурсия по Болгару Малый минарет

Вылезти на смотровую площадку минарета невозможно, так как окно очень узкое, а площадка не имеет перил. Спускаясь вниз, я сосчитал ступеньки, их оказалось 44.

Памятник сахабам

Интересное сооружение рядом с Малым минаретом привлекло моё внимание. Оказывается, по научению пророка Мухаммада в образе врачей сахабы направились в Болгар. Сахабы — это люди, проповедующие ислам, сподвижники и соратники Мухаммада. Через 12 лет двое из них вернулись в Медину, а третий остался в Болгаре до конца своих дней.

Экскурсия по Болгару Памятник сахабам

В 2011 году на примерном месте его захоронения и установили этот памятник.

Экскурсия по Болгару Ханская усыпальница

Окинув последним взглядом Ханскую усыпальницу и Малый минарет, мы побрели дальше. В нескольких сотнях метров стояла ещё одна достопримечательность.

Чёрная палата

По внешнему виду этого сооружения было видно, что оно неплохо сохранилось с древних времён. Учёные гадают, что могло располагаться в этом здании? Одни считают, что здесь располагалось медресе, другие — дом суда. Возможно, что здание служило ханакой — своего рода гостиницей для странников-дервишей. Что точно известно, так это то, что в XVIII–XIX здесь располагалась коптильня.

Экскурсия по Болгару Чёрная палата

Существует легенда, объясняющая название палаты. После разгрома Болгара Аксак-Тимуром хан Абдаллах со всей семьёй укрылся в этом здании. Завоеватели подожгли палату — все погибли в огне, кроме ханской дочери. Аксак-Тимур позвал её замуж. Чтобы получить её согласие, он даже отпустил на свободу двух её братьев, приговорённых к смерти. Девушка ответила отказом и, бросившись на догорающие угли, разбилась. Здание после пожара осталось почерневшим.

Белая палата

В ста метрах от Чёрной палаты я увидел ещё одни руины. Подойдя поближе, увидел, что это ещё одни бани под названием «Белая палата». Напоследок я немного походил по этим руинам, разглядывая древние фрагменты здания. Мне показалось, что кое-что я нашёл: например, эти каменные печи.

Экскурсия по Болгару Бани Белая палата

Интересно было понять, как тепло от этих печей распространялось на всё здание. Что заставляет тепло идти по подпольным каналам, ведь от печей тепло поднимается вверх. На этом наша экскурсия по Болгару была закончена. Мы пошли к машине. По шагомеру в смартфоне мы проходили сегодня 12 километров. Пора было отдыхать и переваривать увиденное.

Достопримечательности Болгара на карте

Ниже на карте я представляю места, по которым мы сегодня прошли. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы увидеть её, в самом конце страницы кликните «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Экскурсия по Болгару, 2021 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.