Экскурсия по Кронштадту состоялась у нас спонтанно. При планировании поездки в Выборг из Санкт-Петербурга я намечал маршрут будущей поездки. На карте было видно, что одна из дорог до Выборга проходит через Кронштадт, и решил ехать по ней. Полтора часа, проведённые нами в Кронштадте, остались в памяти на всю жизнь. Когда мы ехали на остров Котлин, на котором расположен город-крепость Кронштадт, то почувствовали, как здесь всё пропитано войной. Многочисленные форты были расположены в Финском заливе по обе стороны защитной дамбы, по которой проложена дорога. Машину оставили в районе Флотской улицы и далее пошли пешком.
Памятный знак морякам подводникам Балтики павшим и живым
Первой достопримечательностью Кронштадта стала для нас вот эта рубка подводной лодки С-156 — Памятный знак морякам-подводникам Балтийского флота, павшим и живым. Подводная лодка С-156 не участвовала в боевых действиях. Заложили её только 25 октября 1952 года. С октября 1953 года она находилась в составе ВМФ в Кронштадте. Через 37 лет, 1 октября 1990 года, исключена из состава ВМФ, экипаж расформировали.
20 лет подводная лодка объявлялась «отличным кораблём». В 1972 году лодку удостоили почётного звания «Комсомолец Казахстана». В 1977 году награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ и занесена в летопись комсомольской славы СССР. Находится этот памятный знак на слиянии улиц Флотская и Восстания.
Обводный канал
От Памятного знака мы пошли по улице Рощина в сторону центральной части Кронштадта. По пути нам встретился вот этот канал. По его прямолинейному виду и обложенным бетоном берегам было видно, что он искусственного происхождения. Оказалось, что это Обводный канал. Ранее этот канал назывался Адмиралтейским, так как создавался для нужд переводимого в Кронштадт Адмиралтейства. Позднее, по аналогии с Санкт-Петербургским Обводным каналом, он получил современное название.
Экскурсия по Кронштадту — Орудие имени И.И. Томбасова
На берегу Обводного канала увидели эти спаренные орудия. На табличке прочитали, что это орудие имени Ивана Томбасова, служившего на линкоре «Октябрьская революция».
Во время обстрела корабля немецкой артиллерией один из снарядов попал на палубу корабля недалеко от орудия, которым командовал Иван Томбасов. Деревянный настил палубы загорелся. Огонь стал «лизать» лежавшие на палубе снаряды к орудию. Осознав опасность происходящего, Иван стал выбрасывать обжигающие руки снаряды за борт. Ему удалось выбросить почти все снаряды. Последний взорвался у него в руках. Приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом Иван Томбасов посмертно удостоен ордена Красного Знамени.
Памятник адмиралу Макарову
По Советскому мосту мы перешли через Обводный канал и вошли на Якорную площадь. Здесь нашей целью был Никольский Морской собор, но перед этим мы подошли к памятнику С. О. Макарову. Монумент Степану Осиповичу Макарову, русскому вице-адмиралу, флотоводцу, океанографу, полярному исследователю и кораблестроителю, поставили в 1913 году. На барельефах вокруг памятника изображены эпизоды его жизни и смерти.
На девом барельефе изображён взрыв турецкого судна во время Русско-турецкой войны. Здесь С.О. Макаров провёл первую успешную в истории минного оружия атаку торпедными катерами на внешнем Батумском рейде. На втором барельефе изображено арктическое плавание ледокола «Ермак», сконструированного и построенного под руководством С.О. Макарова. На третьем изображён взрыв подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск», во время которого погиб С.О. Макаров. Осмотрев монумент со всех сторон, мы пошли в сторону главной святыни Военно-Морского Флота России — Никольского Морского собора.
Экскурсия по Кронштадту — Никольский Морской собор
Это один из красивейших храмов Русской православной церкви. Когда мы подходили к нему, то были поражены его размерами и величием. Построили собор в 1913 году как памятник чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга. Освятили в том же году в честь Николая Чудотворца — покровителя путешественников и моряков.
Когда мы вошли в него, то увидели, что внутреннее величие собора было под стать внешнему. Меня поразил его внутренний объём. В глаза сразу же бросилась огромная круглая центральная люстра, подвешенная на цепях под сводом главного купола.
Вдоль боковых стен висели ещё шесть люстр чуть меньшего размера. Создавалось впечатление, что все люстры парят в воздухе.
История наяву
По периметру стен собора прикреплены чёрные таблички, на которых описаны истории гибели моряков в морских сражениях со времён Петра I и до наших дней. По телу пробежал холодок, когда я прочитал некоторые из них. Здесь меня поразило то, что про многие морские сражения я вообще не имел никакого понятия. Складывалось впечатление, что со времён Петра I Россия постоянно вела морские войны, поддерживая свой авторитет в мире. Кроме военных потерь, здесь также описаны гибели моряков на море от несчастных случаев. Кто-то упал за борт и утонул, а кого-то насмерть придавило грот-реей.
Вот она, история наяву. Прочитав несколько табличек, я продолжил осматривать храм. В центре главного купола изображён лик Христа. По четырём сторонам от лика Христа изображения апостолов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, сидящих, вероятно, за написанием Евангелия.
В Храме проводятся экскурсии, во время которых рассказывается история Главного Морского собора и его особенности. Экскурсии длятся 30–40 минут, но на них у нас уже не было времени.
Главный Морской собор настолько большой, что вход и выход из него раздельные, чтобы развести потоки входящих и выходящих из храма людей. Уже на выходе из собора нам встретилась модель броненосца «Бородино» — героя Цусимского сражения. Честно сказать, это было неожиданно. Хоть это и Морской, но всё-таки Православный собор, а не музей, и модель военного корабля сюда как-то не вписывалась.
Мы вышли из Морского собора и пошли дальше прогуляться по городу-крепости Кронштадт. По Макаровскому мосту мы перешли через Петровский канал и направились на набережную.
Экскурсия по Кронштадту — На смотровой площадке Петровского парка
Водные просторы всегда добавляют эмоций, тем более если на них встречается какая-либо живность. Через Петровский парк мы вышли на смотровую площадку.
И здесь увидели самое интересное — военные корабли Балтийского флота. Во время нашего путешествия по Крыму в Севастополе видели корабли Черноморского флота, вот теперь Балтийского. Конечно, интересно рассматривать эти красавцы.
Постояв немного на смотровой площадке, мы вернулись в Петровский парк.
Прогулка по Петровскому парку
Первое, что мы здесь увидели, был памятник героям Цусимского сражения 1905 года. Этот памятник мне показался несколько скромным для морского сражения такого масштаба. Ну, как говорится, что есть, то есть. Петровский парк относительно небольшой и по-военному строго распланирован.
Дорожки для прогулок по парку располагаются не абы как, а строго по периметру и диагоналям. В центре парка, на центральной аллее стоит памятник основателю Кронштадта — Петру I. Памятник этот исторический. Установили его ещё в 1841 году.
На лицевой стороне постамента надпись: «Петру Первому — основателю Кронштадта — 1841 года». Выше надписи находится медальон с годом Полтавской битвы «1709». Мы ещё немного походили по парку и вышли к интересному мосту.
Экскурсия по Кронштадту — Док Петровский 1752
Доковый мост построили в начале второй половины XIX века. Он до сих пор служит людям.
Проходя по мосту через Петровский канал, справой стороны увидели интересное сооружение — док Петровский 1752 года. Это уникальное гидротехническое сооружение для своего времени. Оно предназначалось для ремонта военных кораблей. Пётр I начал строить этот док ещё в 1719 году. Он сам спроектировал основные системы дока, предусматривающие слив воды из него в специальный доковый бассейн в течение нескольких часов.
К сожалению, закончить это строительство Пётр I не успел. После его смерти в 1725 году работы по строительству дока приостановили. С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны, считавшей себя продолжателем дела Петра I, строительство дока продолжилось. Завершили его лишь в 1752 году. Если с Докового моста посмотреть в противоположную сторону от Петровского дока, то виден сам Петровский канал с маяком у его створа.
Сам Доковый мост разводной. Уникальность его в том, что разводится он путём разворота его на оси поворотного механизма на 90o, расположенного в западной части моста.
Эту особенность моста сохранили до настоящего времени, и в случае необходимости его можно развести.
Памятник И.К. Айвазовскому
Мы перешли через Доковый мост, и с правой стороны в небольшом сквере на высоком постаменте увидели памятник русскому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Если честно, меня этот памятник немного удивил. В этом пропитанном войной месте среди многочисленных военных объектов — и вдруг совсем мирный памятник.
Иван Константинович всегда рисовал море, а моря здесь предостаточно. Это единственный памятник Айвазовскому в России. Установили его в сентябре 2007 года. Мы ещё немного побродили по улицам Кронштадта, разыскивая свою машину. Нам пора было ехать дальше. Впереди нас ждал Выборг. Конечно это не все достопримечательности Кронштадта, их намного больше. Дай бог нам ещё раз вернуться сюда и осмотреть это место поподробнее.
Кронштадт на карте
Традиционно в конце страницы располагаю карту проезда. По ней вы сможете проложить себе маршрут до Кронштадта. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Экскурсия по кронштадту, 2023 год.
На странице использовались материалы с сайтов Глас проект, Доковый_мост, Кругозор проектировщика