Где находится
Большой Гатчинский дворец находится по адресу: Гатчина, Красноармейский проезд, 1. Это был очередной дворцовый комплекс в рамках нашего путешествия по Ленинградской области в 2023 году. С парковкой машины здесь проблем не было. Машину поставили на бесплатной автостоянке прямо напротив дворца.
В глаза сразу же бросилась большая, широкая дворцовая площадь, в дальних углах которой ещё велись строительные работы. Само здание дворца оригинальное в плане.
По обе стороны от центральной, трёхэтажной части располагаются двухэтажные дугообразные крылья. В конце каждого крыла пристроены двухэтажные каре с внутренними двориками.
Цена билетов
В правом каре располагается касса. Цены на просмотр дворца и парка оказались кусачими. Для иногородних пенсионеров скидки не было. Вот прейскурант цен на посещение Гатчинского дворца и дворцового парка.
Немного истории
Большой Гатчинский дворец построили в 1766–1781 годах для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова в благодарность за организацию дворцового переворота, в результате которого она стала императрицей. Дворец стал одним из любимых мест отдыха царской семьи. После смерти Григория Орлова в начале 1783 года Гатчина была выкуплена обратно у его братьев Екатериной II и была подарена великому князю Павлу Петровичу, куда новый владелец и переехал. Интерьер Гатчинского дворца оставался неизменным вплоть до начала Второй мировой войны, во время которой он сильно пострадал. Восстановительные работы во дворце ведутся до сих пор.
Начало осмотра
Вошли во дворец мы через вход в левом крыле дворца. Пройдя по административной галерее, очутились в следующей длинной галерее, являющейся частью большого вестибюля. Реставрационные работы здесь ещё не были закончены.
Здесь нам предложили начать осмотр с дворцового тоннеля.
Подземный ход
Когда спустились вниз, перед нами предстала вот такая многообещающая картина. Но кроме атмосферы подземелья интересного здесь ничего не было. Проход влево оказался тупиковым.
Дверь в конце него оказалась закрытой, и больше ничего не было.
Мы вернулись назад и прошли в открытые ворота прямо. Этот подземный тоннель оказался длиннее. В душе затеплилась надежда, что здесь мы что-то увидим. Но метров через 30 дорогу нам перекрыла незаметная издалека железная решётка с дверью, которая была закрыта на замок. Постояв немного у двери, мы пошли прочь из подземелья.
Позже мы узнали, что этот тоннель прорыли ещё при первом владельце этого дворца Григории Григорьевиче Орлове. Вёл этот тоннель к Серебряному озеру. В самом конце тоннеля, на берегу Серебряного озера, построили грот «Эхо», названный так потому, что в тоннеле эхо повторяется до четырёх слогов. Правда, будучи здесь, мы этого не почувствовали.
Залы Большого Гатчинского дворца
Мы вышли из подземного тоннеля и по Парадной лестнице поднялись наверх. Здесь всё уже выглядело нарядней. Но ненадолго.
Сразу же с Парадной лестницы мы попали ещё в одну галерею.
Чесменская галерея
Такое название эта галерея получила в XIX веке. В то время здесь находились три картины с изображениями эпизодов Чесменского сражения, в котором русская эскадра наголову разбила турецкий флот. Мы увидели лишь часть отреставрированной галереи — вот этот оконный проём.
На одной из стен увидели места, где, вероятно, и находились картины Чесменского сражения.
Из Чесменской галереи перешли в Аванзал.
Аванзал
Эта часть дворца была уже отреставрирована. Аванзал предназначался для приёма гостей, ожидавших Высочайшего выхода. Здесь происходил развод военного караула для охраны дворца. Стены и потолок Аванзала украшены красивой лепниной с символикой доблести, славы и победы. На одной из стен висит большая картина неизвестного художника XVIII века «Вера и Любовь».
Паркетный пол выполнен в виде витиеватого экзотического цветка. У окна на высоком постаменте стоит красивая мраморная ваза. Мы ходили по Аванзалу, разглядывая всё это великолепие.
На табличке с описанием Аванзала есть фотография, на которой изображён Аванзал после фашистской оккупации. Это кошмар. Как и весь дворец, Аванзал был просто разгромлен. Сколько же труда потратили реставраторы, чтобы восстановить всё это в прежнем виде! Из Аванзала мы перешли в Белый зал.
Гатчинский дворец Белый зал
Белый зал поразил меня своим величием. Это самый большой из парадных залов центрального корпуса. Белый зал служил для проведения балов и концертов. Здесь придворные ожидали аудиенций императора и императрицы. Здесь мне понравилось то, что все арочные окна Белого зала совмещались с дверями для выхода на балкон.
Согласно названию зала, белый цвет здесь преобладает над всеми остальными. Красивая лепнина стен и потолка восхищает тонкостью ажурных линий. Вся мебель в Белом зале тоже имеет белый цвет.
Центральную часть потолка украсили большой картиной «Рождение героя» в обрамлении орнаментной лепнины.
Рассматривая каждую деталь интерьера Белого зала, получаешь удовольствие от увиденного.
Тронная императрицы Марии Фёдоровны
В Тронном зале в глаза нам бросилось большое количество картин, украшающих его стены. Зал выглядел своеобразной картинной галереей. На некоторое время мы задержались здесь, рассматривая картины западноевропейских художников. В основном картины были сельской тематики.
Сам трон, может, и был удобным для сидящего в нём, но мне он показался немного простоватым для императрицы.
Как и все потолки в Гатчинском дворце, потолок в Тронном зале императрицы украшен картиной на мифологический сюжет «Свадьба Ариадны и Бахуса».
Мраморная столовая
При первом взгляде на это помещение своей торжественностью оно больше походило бы на какой-нибудь зал для балов или торжественных приемов, чем на столовую. Но всё-таки это была столовая, причём парадная. Главным её украшением были 16 каннелированных мраморных колонн коринфского ордена, привезенных из Италии.
Визуально парадную столовую разделили на две части. Малую часть огородили балюстрадой, украшенной мраморными вазами. Здесь находилась буфетная, в центре которой установили скульптуру Эрота. Как и другие залы дворца, Мраморная столовая впечатляет своей помпезностью. Во время войны столовая сильно пострадала. Потребовалось тринадцать лет кропотливой работы реставраторов, чтобы сегодня мы вновь увидели этот парадный зал во всём его величии.
Верхняя Тронная Павла I
Из Мраморной столовой мы перешли в Верхнюю Тронную Павла I. Всего в Гатчинском дворце у Павла I было четыре тронных зала. Самой величественной была Верхняя Тронная. Именно здесь Павел I принимал иностранных послов и важных гостей. В центре зала на специальном постаменте стоял трон Павла I, вырезанный из дерева и покрытый золотом.
Стены и потолок Верхней Тронной украшены красивой позолоченной лепниной. Главным же украшением здесь являются ковры, созданные во Франции на фабрике гобеленов. В 1782 году король Людовик XVI подарил эти гобелены великокняжеской чете во время их путешествия по Европе.
Мы немного задержались в Тронной Павла I, рассматривая эти гобелены. Мне особенно понравилась тонкость и изящество, с которой они были сделаны. Основные предметы убранства этого зала удалось сохранить во время Великой Отечественной войны благодаря своевременной эвакуации.
Гатчинский дворец Малиновая гостинная
Малиновой эту гостиную назвали из-за трёх малиновых гобеленов, украшавших три стены этого небольшого зала. Когда мы вошли сюда, в гостиную, украшал только один гобелен. На двух остальных стенах находились лишь позолоченные обрамления отсутствующих двух гобеленов.
В настоящий момент они находятся в Павловском дворце. Будем надеяться, что когда-нибудь они всё же займут своё законное место в Большом Гатчинском дворце.
Потолок в Малиновой гостиной украшен позолоченной лепниной на фоне бледно-розового цвета, хорошо гармонирующего с малиновым цветом гобеленов.
Парадная опочивальня императрицы
Парадная опочивальня, лично для меня это словосочетание неприемлемо. Опочивальня — это место интимное, личное, и называть его парадным как-то язык не поворачивается. Однако спорить на эту тему не буду. Когда мы вошли в опочивальню, она поразила нас своей роскошью. Основными цветами здесь были голубой, золотистый и белый. Все стены были обтянуты голубым шёлком, вытканным на мануфактуре в Лионе во Франции.
Саму опочивальню зрительно разделили на две части — центральную и альков, в котором находилась большая кровать. На противоположных стенах разместили два больших зеркала, которые до бесконечности увеличивали пространство опочивальни.
Потолок опочивальни украшает картина «Свадьба Психеи» в обрамлении позолоченной лепнины.
Овальный будуар императрицы Марии Фёдоровны
Из Парадной опочивальни мы перешли в Овальный будуар императрицы. Эта небольшая комната без углов использовалась как малая гостиная. Основными цветами отделки здесь были белый и голубой.
Здесь императрица проводила свой досуг, рукодельничала, встречалась с гостями.
Стены будуара и овальный потолок обильно украшены растительным орнаментом. Мягкие краски и растительный орнамент располагали к спокойствию и отдыху.
Башенный кабинет императрицы Марии Фёдоровны
Это небольшое помещение являлось для императрицы кабинетом. Здесь Мария Фёдоровна работала с государственными бумагами. Из его окон открывается прекрасный вид на парк.
Стены кабинета, обтянутые зелёным штофом, в сочетании с позолоченными элементами декора вызвали у меня какую-то домашнюю теплоту внутренней обстановки. На одной из стен висит тканый портрет Павла I 1799 года.
Туалетная императрицы Марии Фёдоровны
Небольшое помещение в серо-голубых тонах. Несмотря на голубой цвет отделки, внутри этого небольшого зала чувствуется атмосфера теплоты и уюта.
Такое ощущение сложилось, наверное, из-за большого количества красивой лепнины на стенах и потолке этой комнаты.
Мы абсолютно бессистемно ходили по залам Гатчинского дворца. По внутренним переходам вошли в круглое помещение, которое называется «Ротонда с гербом». Ротонда эта располагается в угловой башне Арсенального каре. Когда-то на куполе этой башни находился императорский орёл, отсюда и название ротонды.
Из Ротонды с гербом мы вышли к красивой Мраморной лестнице и уже собирались войти в Комнату Ротари.
Но смотрители музея остановили нас и предложили вначале спуститься вниз по Мраморной лестнице и осмотреть Арсенальный зал Гатчинского дворца.
Мы вняли данному нам совету и спустились вниз.
Гатчинский дворец Арсенальный зал
Перед нами открылось довольно большое светлое помещение. Своё название Арсенальный зал получил ещё при Павле I, который разместил коллекцию оружия на его стенах. При Николае I Арсенальный зал превратили в зал досуга и развлечений императорской семьи.
Красивые, массивные опоры и большие арочные пролеты разделяют Арсенальный зал на несколько небольших неизолированных помещений. В каждом из этих помещений могла размещаться небольшая компания отдыхающих людей, собирающихся по интересам. Здесь можно было помузицировать,
поиграть в бильярд,
при желании можно было отобедать.
Для великокняжеских детей здесь даже были установлены качели и катальная горка «Парнас» с отполированными досками.
Есть здесь даже малая сцена для домашних спектаклей. Из Арсенального зала мы перешли в Малый кабинет.
Малый военный кабинет
Этот рабочий кабинет Николая I располагается в угловой башне Арсенального каре. Внутренняя отделка кабинета была довольно простой. Николай I был человеком не расточительным и для своего личного пространства не требовал особой роскоши.
Стены кабинета оклеены однотонными обоями. Мебель также была без особых излишеств. На стенах висело несколько картин на военную тематику.
Большой военный кабинет
Когда мы вошли в этот Большой кабинет, он, также как и Малый кабинет, оказался без особых излишеств в убранстве. Лишь потолок был украшен белой лепниной на бледно-жёлтом фоне. Стены кабинета были гладкие, серо-голубого цвета.
Николай I разбирался, любил военное дело и разбирался в нём. У стены висела карта Гатчины. Это копия Гатчинского парка 1816 года. У окна стоял небольшой письменный стол с многочисленными ящиками, в которых хранились документы и бюро.
На стенах кабинета висели многочисленные картины с изображением военных.
Особое место занимала картина «Император Павел I со своей свитой».
В 1835 году эта картина была приобретена Николаем I из частной коллекции, и с тех пор она всегда находилась в кабинете императора.
Мы вышли из Большого военного кабинета, поднялись по Мраморной лестнице и через комнату Ротари направились в Греческую галерею.
Гатчинский дворец Греческая галерея
Честно говоря, когда мы вошли в Греческую галерею, она повергла меня в некоторый шок своей необычностью и красотой. Необычностью, в первую очередь, была форма галереи. Изогнутая дугой, она постоянно манила глаз посмотреть, что там дальше.
Стены галереи богато украшены белыми лепными орнаментами и многочисленными барельефами со сценами из античной жизни. Вдоль внутренней стены на высоких постаментах стоят мраморные статуи «Аполлино» (молодой Аполлон), «Нимфа источника» и «Купальщица». Между статуями на стенах висят большие полотна с изображением античных времен.
Стены галереи также украшали многочисленные мраморные бюсты античных правителей: Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Нерона, Тиберия и многих других.
Осмотрев Греческую галерею, через Белый зал и Аванзал мы перешли в другое крыло Гатчинского дворца. Здесь мы попали на выставку «Коллекция оружия из собрания Гатчинского дворца».
Выставка «Коллекция оружия»
При первом же взгляде стало понятным, что реставрация здесь ещё не окончена. И, судя по тому, что в неотреставрированном до конца помещении устроили «Выставку оружия», закончена она будет нескоро. Я ещё спросил у смотрительницы, когда же будет закончена реставрация этой галереи? И получил ответ, что в ближайшее время неизвестно.
На выставке представлены многочисленные образцы ружей XVIII–XIX веков. Но больше всего мне понравился вот этот вензель Павла I из пистолетов. С близкого расстояния я вначале даже не понял, что означает эта череда пистолетов, а отойдя чуть подальше, ясно увидел прописную букву «П» и «1». Мне это показалось оригинальным.
На этом наша экскурсия по залам Гатчинского дворца закончилась, мы вышли на улицу и направились в сторону Дворцового парка. Перед дворцом увидели памятник Павлу I (как не заметили его раньше?), и подошли к нему. После этой экскурсии по Гатчинскому дворцу моё мнение об этом императоре изменилось.
А для себя я сделал вывод, что история — это наука, которая каждой последующей властью пишется по-своему, в угоду своему правлению. Рядом с памятником Павлу I на мемориальной стене ещё один памятник, уже другой эпохе. Вот эта мемориальная доска.
Она гласит, что в Гатчине, на этой площади, 1 (14) ноября 1917 года нарком первого советского правительства Павел Ефимович Дыбенко на митинге убедил казаков прекратить выступление против Советской власти… Ещё одно историческое событие. Но это уже совсем другая тема.
Большой Гатчинский дворец на карте
Ниже я представляю карту проезда к Большому Гатчинскому дворцу. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце странички кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Большой Гатчинский дворец, май 2023 год.