Эрмитаж — Зимний дворец

Эрмитаж

Эрмитаж, пожалуй, один из самых известных музеев не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Зимний дворец — основная резиденция императорской семьи — в настоящее время является неотъемлемой частью Эрмитажа. Знаменитость эту он получил после известных событий октября 1917 года. Тогда штурм Зимнего дворца восставшими рабочими против Временного правительства перевернул всю жизнь не только в России, но и во всём мире. И вот мы у колыбели этой революции.

Эрмитаж - Зимний дворец

Не знаю, кому пришла в голову мысль назвать музей Эрмитажем. Наверное, просто красивое французское слово. Эрмитаж в переводе с французского — «хижина странника». Ничего себе хижина — более 1000 залов и комнат.

Время работы музея Эрмитаж. Цена билетов

Работает музей по специальным правилам.

Среда, четверг, воскресенье с 11:00 до 18:00. Вторник, пятница, суббота с 11:00 до 20:00. Выходной — понедельник, 1 января и 9 мая.

Билеты продаются онлайн на сайте музея по сеансам, каждые 30 минут. Сеанс длится 2 часа. Непонятно, как смотрители музея контролируют длительность сеанса. Мы ходили по музею более 3-х часов, знаю людей, которые осматривали музей по 5 часов кряду. Билет на посещение музея стоил относительно недорого, всего 500 рублей. Купили его через интернет на сайте музея. Никаких пенсионных скидок нет. Но зато количество осматриваемых залов и экспонатов поражает всякое воображение. За один день осмотреть весь музей, наверное, мало кому удаётся. На входе в музей есть два гардероба. Один на 3500 мест, второй на 1500. 5000 человек одновременно могут осматривать экспозиции музея, меня это поразило. Мы приехали в музей с утра и гардероб был почти пуст, но когда выходили из музея, у обоих гардеробов стояли люди в ожидании мест. Музей был полон.

Иорданская лестница

Осмотр мы начали с Иорданской лестницы.

Эрмитаж Иорданская лестница

Это главный вход. Мы поднялись по первому маршу и от увиденной красоты потеряли дар речи. Такого видеть ещё не приходилось. Широкая мраморная лестница расходилась в обе стороны шестью маршами, соединяясь на верхней площадке.

Эрмитаж Иорданская лестница

Высокие стены с двумя рядами окон, мраморные перила, позолоченная лепнина, спаренные колонны — всё подчёркивало торжественность этого помещения. Роскошь и помпезность главного входа должны были показать зарубежным посольским делегациям, прибывшим в этот дворец, силу и мощь России.

Эрмитаж Иорданская лестница

В XVIII веке эту лестницу называли Парадной, затем Посольской. Название «Иорданская» эта лестница получила в связи с тем, что рядом с дворцом на берегу Невы устраивали прорубь — иордань во время праздника Богоявления 13 января. Подъезд северного фасада дворца, через который совершался выход императорской семьи, также назвали Иорданским.

Эрмитаж Иорданская лестница

Фотографии не всегда передают внутреннюю атмосферу помещения. Чтобы в полной мере ощутить её, это нужно увидеть воочию. Поднявшись по Иорданской лестнице наверх, мы вошли в Аванзал, предваряющий Николаевский зал, самый большой зал Зимнего дворца.

Малахитовая ротонда

Самым эффектным в Аванзале была вот эта красивая малахитовая ротонда. Идея создать эту ротонду принадлежит Николаю Никитичу Демидову — богатейшему русскому промышленнику, хозяину железных и медеплавильных заводов. Этой ротондой он решил украсить своё имение в Италии, приобретённое в 1824 году.

Малахитовая ротонда

В 1828 году Николай Никитич умер. Работы над ротондой продолжил его младший сын Анатолий Николаевич. Закончили работы над ротондой в 1834 году, а в 1837-м Анатолий Николаевич Демидов решил подарить эту ротонду императору Николаю I. Вначале малахитовую ротонду установили в Таврическом дворце. Затем её перенесли в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С 1958 года малахитовая ротонда находится в Аванзале Эрмитажа. Глаз радуется при созерцании такой красоты.

Николаевский зал

Во время нашего посещения Эрмитажа в Аванзале и Николаевском зале проходила выставка «Египтомания», посвящённая 200-летию расшифровки египетских иероглифов французским учёным Жан-Франсуа Шампольоном. Мы даже не ожидали, что начнём осмотр экспозиций с выставки с такой тематикой. Я уже представил, что увижу сейчас гробницы, мумии и другие артефакты Древнего Египта. Но этого не произошло.

Николаевский зал Выставка "Египтомания"

Подавляющее большинство представленных здесь предметов датировались XVIII–XIX веками.

Николаевский зал Выставка "Египтомания"

Это многочисленные статуэтки, посуда, украшения, явно не древне-египетского происхождения, а лишь дань увлечения египетской темой. Отсюда и само название выставки — «Египтомания». То, что я думал увидеть, находилось в другом — Египетском зале.

Николаевский зал Выставка "Египтомания"

Здесь я поймал себя на мысли, что мне намного интересней созерцать интерьер самого Николаевского зала с его колоннами, лепниной, орнаментами. Воистину — музыка, застывшая в камне.

Рака Александра Невского

Когда мы вошли в Парадный или Концертный зал, в глаза сразу же бросилась удивительная композиция — рака Александра Невского, сделанная из серебра. Ранее я видел её только на фотографиях, поэтому глаза мои загорелись. Я даже не предполагал, что эта рака находится в Эрмитаже, и это стало для меня настоящим подарком.

Концертный зал Рака Александра Невского

Рака Александра Невского — это целая композиция из большого количества деталей. Сделали её ещё в 1753 году. Потратили 1,5 тонны серебра 82 пробы. Всего на создание Раки выделили чуть более 80 000 рублей — огромную сумму для того времени. Столько стоил линейный корабль, оснащённый чугунными пушками. К сожалению, часть композиции Раки находилась на реставрации. Пирамидальное трёхъярусное изголовье, являющееся фоном всего сооружения, нарисовали в натуральный размер.

Рака Александра Невского

Недавно прочитал, что в мае 2023 года Министерство культуры РФ издало приказ о передаче раки из Эрмитажа в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи Александра Невского на территории Александро-Невской лавры. Где сейчас находится рака Александра Невского, на момент написания этой статьи не знаю. Кто в курсе, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Эрмитаж Малахитовый зал

Мы бессистемно гуляли по залам Эрмитажа, осматривая его залы и представленные в них экспонаты. Описать каждую комнату или зал не представляется возможным. В некоторых больших залах было по несколько дверей, и каждая вела в какой-нибудь новый зал. В Эрмитаже легко заблудиться, перепутав один зал с другим. На этой страничке представлены лишь самые красивые залы, посещённые нами. Это далеко не вся красота Эрмитажа. Этот зал называется Малахитовым или Малахитовой гостиной. Он является пограничным между парадными залами Зимнего дворца и личными покоями.

Эрмитаж Малахитовый зал

Особую нарядность залу придаёт сочетание яркого зелёного цвета малахитовых колонн с обильной позолотой свода и красной драпировкой на окнах. В этом зале собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами. Малахитовый зал был выбран местом для заседаний Временного правительства. Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года.

Кабинет императрицы

Это кабинет императрицы. Здесь представлена красивая мебель середины XIX века. Особенно мне понравились фарфоровые часы бело-голубого цвета, инкрустированные позолотой.

Эрмитаж Кабинет императрицы

В годы правления Николая II в этой комнате располагался будуар императрицы Александры Фёдоровны.

Библиотека Николая II

После залов с мраморными колоннами и позолоченной лепниной это помещение выглядело как-то необычно. Библиотеку Николая II ещё называют Готической библиотекой за сходство с интерьерами некоторых европейских замков. Когда мы зашли сюда, сразу же почувствовали одновременно и какой-то домашний уют, и напыщенную роскошь.

Эрмитаж Библиотека Николая II

Это помещение полностью отделано ореховым деревом. Деревянные здесь стены, полы, потолок и мебель. Причём вызывает восторг качество отделки. На что ни посмотри, везде видна тонкая резьба по дереву. В многочисленных шкафах видны книги. Интересно было бы их посмотреть, старинные они или нет, держал ли их в руках Николай II. Помещение библиотеки огорожено, ходить можно только по небольшому участку.

Эрмитаж Библиотека Николая II

Но один из шкафов мне удалось сфотографировать вблизи. На корешках находящихся в нём книг прочитал: «Полное собрание законов Российской империи» — ни больше ни меньше.

Эрмитаж Библиотека Николая II

Библиотека принадлежит к личным покоям императора Николая II. Он уединялся здесь один или с женой и читал здесь книги. Иногда они обедали здесь вдвоём. Даже удивительно, как такая красота сохранилась до наших дней.

Трон императора и Великого магистра Мальтийского ордена Павла I

В одном из залов Эрмитажа наше внимание привлёк вот этот трон. Судя по восьмиконечному кресту, его хозяин имеет отношение к Мальтийскому ордену. А таким мог быть только Павел I.

Трон императора и Великого магистра Мальтийского ордена Павла I

Изготовили это кресло в 1798–1800 годах для Мальтийской капеллы Воронцовского дворца. Вырезанный из дерева трон покрыт золотыми пластинами. С 1946 года этот трон находится в Эрмитаже.

Кабинет Александра II

Когда мы зашли в эту комнату, свет в ней был приглушен. Эта комната почему-то оказалась очень значимой для меня. Наверное, потому, что здесь я как-то глубже погрузился в историю, более тонко её прочувствовал, представив себя свидетелем событий начала 80-х годов XIX века.

Эрмитаж Кабинет Александра II

В центре между колоннами на пьедестале стоит бюст Александра II. Над ним табличка…

Эрмитаж Кабинет Александра II

В этой комнате

1 марта 1881 года

в 3 часа 35 минут пополудни

скончался император

АЛЕКСАНДР II

Прочитав её, я представил себе ту атмосферу, царившую здесь в это время. Кабинет Александра II, как и многие залы, сильно пострадал во время штурма Зимнего дворца. Более или менее удалось сохранить только отделку кабинета. Сопутствующей рабочему кабинету мебели сегодня здесь нет.

Будуар императрицы Марии Александровны

Эта комната оказалась настолько яркой, что невольно хотелось прикрыть глаза, как от яркого светильника. Будуар императрицы сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Сочетание красного цвета с позолотой подчёркивает помпезность этого помещения. Ранее эта комната имела несколько другой вид. В ней преобладали голубые тона, но в 50-х годах XIX века Мария Александровна решила полностью сменить обстановку.

Эрмитаж Будуар императрицы Марии Александровны

Есть мнение, что это связано с безвременной смертью дочери великокняжеской четы Александры Александровны в 6-летнем возрасте в 1849 году. Чтобы как-то заглушить боль утраты, Мария Александровна решается на такую переделку.

Белый зал

Мы перешли в следующий — Белый зал Эрмитажа. В этом зале, под стать названию, преобладал белый цвет. С высокими сводами, колоннами у стен, скульптурами древнеримских богов этот зал создали в 1839–1841 годах к свадьбе будущего императора Александра II.

Эрмитаж Белый зал

Когда мы ходили по этому залу, то чувствовалась какая-то торжественность во всём. Нелепыми здесь выглядели только стеллажи с картинами, стоящими поперёк зала.

Эрмитаж Александровский зал

Немного неожиданным для нас оказался следующий большой зал. Высокие куполообразные светлые своды, опирающиеся на пристенные опоры, вызывали ощущение, что мы находимся в католическом храме. Это Александровский зал. Создали его в 1839 году как военный мемориал, посвящённый памяти Александра I и победе над Наполеоном в войне 1812 года.

Эрмитаж Александровский зал

В настоящий момент в Александровском зале проходит выставка западноевропейского серебра. На многочисленных витринах вдоль стен и посередине зала представлены серебряные изделия XVI–XIX веков. Гуляя по Александровскому залу, приходилось вертеть головой во все стороны, осматривая и сам зал, и выставку серебра.

Эрмитаж Александровский зал

Если честно, то вот эти кубические витрины не очень гармонировали с архитектурой зала, хотя сами серебряные изделия было интересно осматривать.

 Главная лестница Нового Эрмитажа

Здание Нового Эрмитажа пристроили к Зимнему дворцу в 1852 году для увеличения музейной экспозиции, начало которой положила Екатерина II. В зале с парадной лестницей в глаза сразу же бросились двадцать гранитных колонн, установленных на втором этаже вдоль лестницы.

Главная лестница Нового Эрмитажа

Вдоль стен зала привлекали внимание многочисленные скульптуры в межоконном пространстве. Я всегда восхищаюсь мастерами, умеющими извлекать из камня его красоту. Эта скульптура называется «Венера и Адонис».

Венера и адонис

А это скульптура Телемаха — сына Одиссея и Пенелопы, скульптора Луиджи Бьенеме.

Скульптура Телемаха - сына Одиссея и Пенелопы

В зале парадной лестницы представлено ещё много красивых скульптур.

Галерея истории древней живописи

Разнообразию залов Эрмитажа не было конца. Мы вошли в следующий красивейший зал, который называется Галереей истории древней живописи. Эту галерею создал немецкий архитектор Лео фон Кленце по просьбе Николая I. У него уже давно созрел план создания публичного художественного музея, в котором могла бы быть выставлена огромная императорская коллекция произведений искусства и собрание археологических древностей.

Эрмитаж Галерея истории древней живописи

Мы, очарованные, ходили по этой галерее и любовались не только представленными здесь произведениями искусства, но и самой галереей. Положительным эмоциям не было конца. Я немного постоял у этой скульптуры «Три грации» скульптора Канова. Мне понравилось, как скульптор выразил в камне не только сами человеческие тела, но и эмоции на лицах этих девушек.

"Три грации"

В самом низу стоит табличка с символом — «Руками не трогать». Это уже не первая скульптура обнажённых женских тел, рядом с которыми находятся подобные таблички. Первый раз мы увидели их в Нарзанной галерее в Кисловодске. Эти скульптуры из мрамора выполнены настолько искусно, что невольно чувствуешь соблазн прикоснуться к ним.

Зал Большой итальянский просвет

Очередной шедевр архитектурного искусства буквально ударил по глазам своей помпезностью. Прозрачный потолок пропускал много естественного освещения, отчего верхняя часть зала выглядела особенно контрастно. Красный цвет стен выбран не случайно. Считается, что именно такой цвет наилучшим образом подходит для демонстрации картин старинных мастеров.

Эрмитаж Зал Большой итальянский просвет

Подобных залов здесь три. Большой итальянский просвет через проходы соединяется с Малым итальянским просветом и Малым испанским просветом. По названию самих залов можно понять, картины каких мастеров живописи представлены в этих залах.

Эрмитаж Рыцарский зал

Прогуливаясь по залам Эрмитажа, мы уже порядком устали, но конца-края залам не было видно. Один красивейший зал сменялся другим. Присесть было негде. Очередной зал — Зал рыцарей — вдохнул в нас силы. Когда я увидел этих трёх конных рыцарей, то вспомнил, что где-то я их уже видел. Но сейчас уже не вспомню.

Эрмитаж Рыцарский зал

В Рыцарском зале представлена большая коллекция оружия XV–XVII веков. Здесь меня особо впечатлили конные рыцари в доспехах. Причём доспехи были и на одной из лошадей. Кроме военного оружия, здесь представлены турнирное, парадное, охотничье вооружение.

Эрмитаж Рыцарский зал

Интересно было осознавать, что всё это не муляжи какие-нибудь, а настоящее историческое оружие.

Советская лестница Старого Эрмитажа

Мы подошли к ещё одной парадной лестнице. Её название — Советская лестница — никоим образом не связано с советским периодом в истории России. Просто в XIX веке по этой лестнице члены Государственного совета ходили на свои заседания.

Советская лестница Старого Эрмитажа

В глаза здесь сразу бросилась большая малахитовая ваза на верхней площадке. Создали её в 50-х годах XIX века уральские камнерезы.

Двадцатиколонный зал

Когда мы зашли в этот зал, то сразу же почувствовали дух древнегреческой культуры. Два ряда колонн, орнамент на полу и потолке создавали впечатление, что мы зашли в древнегреческий храм.

Эрмитаж Двадцатиколонный зал

Изначально этот зал проектировался для показа в нём античных ваз Древней Италии. Этот зал и по сей день выполняет своё предназначение.

Эрмитаж Античные вазы Древней Италии

В шкафах из карельской берёзы экспонируются многочисленные вазы IX–II веков до нашей эры.

Зал эллинизма

Очередной зал, где мы любовались не только представленными здесь предметами и статуями IV–I веков до нашей эры, но и самим залом.

Зал эллинизма

Стены зала отделали искусственным мрамором, потолок расписали орнаментом.

Эрмитаж Зал Афины

Небольшой монументальный зал с шестью гранитными колоннами. Отделка зала и представленные в нём статуи и предметы говорили о том, что мы находимся в зале с греческой тематикой.

Эрмитаж Зал Афины

Но самым главным экспонатом в этом зале, по моему мнению, является покрытие его пола. Пол зала украшает мозаика VI в. из христианской базилики, найденная при раскопках Херсонеса в 1853 г. Представляете, сама мозаика, уже являющаяся исторической ценностью, не просто представлена здесь в виде экспоната, она ещё продолжает служить людям в качестве покрытия пола. В самом Херсонесе подобная мозаика выставлена только в качестве экспоната на выставке «Херсонес сквозь века».

Зал искусства древней Греции

Ещё один зал греческой тематики. В этом зале представлены предметы искусства Древней Греции: расписные вазы древних Афин и Коринфа, а также памятники XXVII–V веков до нашей эры — каменные и глиняные сосуды, бронзовое литьё, терракотовые статуэтки, резные камни и ювелирные изделия.

Эрмитаж Зал искусства древней Греции

Несмотря на усталость, я заставлял себя смотреть на всё это великолепие, потому что понимал, что неизвестно, будет ли у меня ещё возможность увидеть всю эту красоту в будущем. Сейчас я не жалею об этом усилии.

Статуя Октавиана Августа в оригинале — I век новой эры. Представить сложно, что этой статуе уже 2000 лет. Только при ближайшем рассмотрении видно, что она преклонного возраста.

Статуя Октавиана Августа

Гуляя так по залам Нового Эрмитажа, я случайно заглянул в окна и обомлел, увидев статуи атлантов у входа в Новый Эрмитаж. Дело в том, что ранее мы были рядом с этими статуями. Я всё ещё хотел посмотреть табличку у входа в интересное здание, чтобы узнать, какая организация в нём находится, и не нашёл такой таблички.

Статуи атлантов у входа в Новый Эрмитаж

Теперь мне всё стало ясно. Это Эрмитаж, причём новый, построенный в 1851 году.

Эрмитаж Зал Диониса

Как и зал искусства Древней Греции, зал Диониса облицован тёмно-красным искусственным мрамором. На красном фоне белые скульптуры смотрятся особенно эффектно. Этот зал и создан был специально для скульптурных экспозиций и назван так в честь одной из скульптур — скульптуры Диониса.
Зал Диониса

В древнегреческой культуре Дионис — это бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения, религиозного экстаза, а также театра. Вот такой многоликий бог. На фотографии — самая левая скульптура на переднем плане.

Античный дворик

Этот зал ещё называют Римским двориком. Как и многие залы Нового Эрмитажа, стены Античного дворика отделаны искусственным мрамором. 8 колонн и два столба поддерживают перекрытие потолка, украшенного красивой лепниной.

Эрмитаж Античный дворик

Сегодня в Античном дворике проводится выставка под названием «Судьба одного шедевра». В самом центре зала стоит скульптура женщины на шаре. Это главный экспонат выставки. Всего здесь представлено ещё около 60-ти экспонатов, так или иначе интерпретирующих образ женщины-богини на шаре. Называется эта статуя «Виктория Кальватоне».

Эрмитаж Зал Юпитера

Из Античного дворика мы перешли в Зал Юпитера. Это ещё один зал, где представлены античные скульптуры. По аналогии с залом Диониса зал Юпитера тоже назван в честь одной из главных скульптур, выставленных здесь. Стены зала отделаны искусственным мрамором зеленоватого оттенка. Потолок выполнен из нескольких сводов, украшенных лепниной.

Эрмитаж Зал Юпитера

Сама статуя Юпитера находится в центре боковой стены зала, возвышаясь на высоком постаменте. Как и Октавиан Август, Юпитер в правой руке держит статуэтку Виктории Кальватоне, считающейся богиней победы.

Статуя Юпитера

Судя по табличке внизу, эта статуя конца I века нашей эры. Сама статуя выполнена из мрамора. Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс, XIX век.

Зал Древнего Египта

Этот зал стал последним в нашей самостоятельной экскурсии по залам Эрмитажа. Египетская тема для меня не нова. С 1995 по 1998 год мне посчастливилось несколько раз побывать в Египте в служебной командировке.

Эрмитаж Зал Древнего Египта

В одной из таких командировок я посетил Каирский национальный музей, где в большом количестве представлены предметы Древнего Египта, найденные во время многочисленных раскопок. В том числе там были древние саркофаги египетских правителей разных времён.

Эрмитаж Зал Древнего Египта

Увиденные в Эрмитаже саркофаги всколыхнули былые воспоминания о Египте. Сразу же вспомнились и пирамиды Гизы, и Деревня фараонов на нильских островах в Каире, и красоты Средиземного моря в Александрии.

Эрмитаж Зал Древнего Египта

На этом я заканчиваю страничку, посвящённую нашей экскурсии по залам Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Эмоций в этот день мы получили сполна. Узнали для себя очень много нового и интересного. При возможности, если вы решитесь побывать в Санкт-Петербурге, обязательно посетите этот замечательный музей, не пожалеете.

Ниже я представляю карту с местом расположения Эрмитажа для случая, если вы решитесь ехать сюда на машине. На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце странички кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Эрмитаж — Зимний дворец, 2023 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.

Конфиденциальность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *