Башкортостан

Одно из увлекательнейших путешествий состоялось у нас летом 2020 года. Сразу после осмотра достопримечательностей Татарстана мы отправились в соседний, граничивший с ним регион — Башкортостан. Скажу сразу, что это путешествие по Башкирии было для нас не без элементов экстрима, чего мы, скажем, не совсем ожидали. Но обо всём по порядку. Ещё на этапе подготовки этого путешествия мы увидели, что Башкортостан своими восточными рубежами фактически охватывает часть Южного Урала. А Урал — это красивейшая природа, пещеры, озёра и много чего ещё интересного.
Первым объектом у нас была гора Янган-Тау. Так как в этот день мы проехали чуть больше семисот километров, уже смеркалось, на гору мы не поехали. Решили остановиться в гостинице рядом с красивейшим местом у лечебного источника Кургазак.

Лечебный источник «Коргазак»

Для нас так и осталось непонятным, почему во всех описаниях этого источника его называют Кургазак, а над самим источником красовалась вывеска «Коргазак». Наверное, здесь какой-нибудь диалектизм.

Лечебный источник Кургазак

На следующий день, проснувшись, мы поехали на гору Янган-Тау.  Примечательность её в том, что из недр горы на поверхность поднимаются потоки раскалённого до 300 градусов газа. Где-то мы прочитали, что при определённых погодных условиях бывает видно колебание воздуха в местах выхода этих газов на поверхности. Но в этот день нам не повезло, как ни вглядывались мы в горные склоны, следов выхода горячего газа на поверхность мы так и не обнаружили. Но мы не очень расстроились.

В памяти у нас осталось приятное воспоминание о посещении красивого места — источника «Коргазак». Спустившись с горы Янган-Тау, мы поехали дальше колесить по просторам Башкирии. Впереди была встреча с Лаклинской пещерой.

Лаклинская пещера

Несмотря на указатели на дороге, Лаклинскую пещеру мы нашли не сразу. Дело в том, что указатели эти были малоинформационные. На них было указано только название. Ни тебе стрелок, ни тебе расстояний. Бродили около получаса, пока не набрели, наконец-то, на табличку с названием пещеры.

Путешествие по Башкирии Лаклинская пещера

Пещера оказалась необитаемой, в смысле никем не контролируемой. Вход в неё абсолютно бесплатный, никаких ответственных смотрителей здесь нет. В глубине пещеры царил мрак и холод. Спускающийся в пещеру лестничный настил был очень скользким и имел длину где-то около 20-25 метров. Потом на краю обрыва настил резко прервался без каких-либо ограничителей. Далее была только чёрная бездна. Постояв здесь минут пять, осветив фонариком своды пещеры, от греха подальше мы пошли к выходу. Пещера реально оказалась экстремальной.

Айский фонтан

Далее по плану нашей экспедиции было посещение Айского фонтана. Поиски его были тоже довольно продолжительными. У этого фонтана есть ещё одно название — Лаклинский. Само название Лаклинская пещера и Лаклинский фонтан связано с названием населённого пункта Лаклы, рядом с которым расположены эти достопримечательности. Но если пещера и в самом деле расположена неподалёку от Лаклов, то Лаклинский фонтан оказался на довольно почтительном расстоянии. Местное население показывало только направление рукой, не особо вдаваясь в подробности. На указателе на дороге было только название. Сделав солидный крюк, мы всё-таки добрались до Айского фонтана, но через село Еланлы.

Лаклинский фонтан

Фонтан Айский рукотворного происхождения. Как-то нефтяники бурили в этом месте скважину в поисках нефти. Бур угодил в водяной пласт, в результате появилась местная достопримечательность. Высота фонтана около 4 метров, хотя мы ожидали увидеть 6-ти метровый, как пишут в интернете. Вода ледяная и очень вкусная. Накупавшись, поехали дальше.

Аскинская ледяная пещера

После Айского фонтана у нас было запланировано посещение Аскинской ледяной пещеры. Проехав в этот день около 300 километров, мы прибыли в небольшой посёлок Аскино. Дорогу пересекала неширокая речка. Спрашивать было абсолютно не у кого. Проезжать речку вброд в этот день я не стал. Решили это дело оставить до утра. Заночевали в машине. Утром, проснувшись, увидели, как японский джип, не снижая скорости, буквально пролетел через брод, подняв огромные брызги. Через некоторое время «Лада-Приора», уже не торопясь тоже благополучно проехала брод. Тут я решил рискнуть, и через пять минут мы были уже на другой стороне реки. Через пятьсот метров мы прибыли на КПП Аскинской ледяной пещеры. Экскурсия была назначена на 11 часов.

Путешествие по Башкирии Аскинская ледяная пещера

Аскинская ледяная пещера находилась в 2 километрах от КПП. Часть пути мы прошли по равнинному участку. Непосредственно перед пещерой пришлось подниматься в гору по довольно крутому склону. Благо организаторы протянули по деревьям вдоль тропы толстую верёвку, которая оказалась нам весьма кстати.
Сама пещера оказалась камерного типа, то есть безо всяких там проходов-переходов, и представляла из себя огромный зал с высоким сводом. Оригинальная подсветка позволяла увидеть находящиеся в пещере сталактиты и сталагмиты в особой их красоте.

Пещера Шульган Таш (Капова пещера)

Сразу после посещения Аскинской ледяной пещеры мы продолжили наше путешествие по Башкирии. В этот момент пошёл дождь, который сопровождал нас в путешествии по Башкортостану в течение двух суток. Впереди нас ждала встреча с национальным заповедником Шульган-Таш, с его знаменитой Каповой пещерой. Приехали мы к вечеру. Экскурсия состоялась на следующий день. Ну что сказать? Такого мы ещё не видели. Прежде всего поразил размер пещеры. Огромный вход размером с двухэтажный дом напомнил вход в преисподнюю. Внутри пещера оказалась неосвещённой. Выданные администрацией фонарики оказались кстати, но всё равно освещения было недостаточно. Было трудно ходить по металлическим настилам и лестницам.

Путешествие по Башкирии Капова пещера

Но впечатлений осталось очень много. Позитив от увиденного зашкаливал. В памяти осталась наскальная живопись древнего человека и интересный рассказ экскурсовода об истории открытия пещеры и её изучении. Шёдший на улице дождь не прекращался уже вторые сутки. После осмотра Каповой пещеры мы поехали дальше, к очередной достопримечательности Башкирии водопаду — Гадельша. Тогда мы ещё не подозревали, какой экстрим ожидал нас впереди.

Водопад Гадельша

Часть дороги до водопада Гадельша проходила по грейдеру, часть — по асфальту. Последние 20 километров была обыкновенная грунтовка. Можете себе представить, что с ней стало, когда её второй день поливал дождь. Но наш «Ларгус» упрямо продвигался вперёд, пока дорога вдруг вообще не закончилась. Куда заехали? Водопада не было ни видно, ни слышно, только дождь стучал по крыше. Выйдя из машины, дорогу я увидел, но нашему «Ларгусу» на ней нечего было делать — не каждый джип её одолеет. Пошли пешком. Навигатор показывал дорогу. Вскоре услышали шум воды, но это оказались лишь пороги горной речки.

Пороги горной речки

Начался подъём в гору. Поднявшись метров на 20, я понял, что водопада нам не видать. Уже вечерело, было достаточно темно. Это была вторая неудача в наших путешествиях по России. Первый раз мы не смогли найти скалу «Чёртов палец» в пермской глубинке в 2019 году. Но мы не отчаиваемся, на то они и путешествия, чтобы было что вспомнить. А на обратном пути мы всё-таки застряли.
Спасибо Богу, к которому мы обратились в критический момент, и двум местным парням, которые приехали через пять минут и в кромешной тьме вытащили нас из огромной лужи, между прочим, отечественной «Нивой». На этом наше путешествие по Башкирии закончилось и мы прямиком, в очередной раз, поехали на Северный Кавказ, там тоже ещё много неизведанного.

Путешествие по Башкирии, 2020 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.