Пещера Шульган Таш

Пещера Шульган-Таш находится в Башкортостане, в государственном одноимённом природном заповеднике, в южном склоне горы Сарыкускан, на правом берегу реки Белой. Она имеет ещё одно название — Капова пещера. Капова — от слова капище, то есть место приношения жертв. Во время исследования пещеры в ней были найдены черепа молодых девушек со следами насильственной смерти. Это позволило учёным сделать вывод, что пещера в древние времена использовалась не как жилище, а как место жертвоприношения. В конце этой страницы представлена карта проезда к пещере Шульган-Таш.

Пещера Шульган Таш, как доехать на машине

Если ехать со стороны Уфы, то двигаться надо по трассе 80К-031 в сторону села Архангельское и далее в сторону Белорецка. См. карту в конце страницы.

Осмотрев Аскинскую пещеру, мы отправились дальше колесить по просторам Башкортостана. Всю дорогу до заповедника Шульган-Таш нас сопровождал дождь. Выехав из Аскино, мы направились в Архангельское. На перекрёстке с трассой 80К-031 свернули направо и поехали в сторону Белорецка. За 20 километров до Белорецка, перед селом Серменево, свернули направо на трассу 80К-025 в сторону села Старосубхангулово. Дорога по всей трассе покрыта асфальтом довольно хорошего качества, ехали мы быстро. В самом селе Старосубхангулово у здания местной администрации на перекрёстке свернули направо.
Через несколько километров асфальт закончился, начался грейдер. Здесь наша скорость резко упала. Уже вечерело, дождь не прекращался, а Яндекс-Навигатор всё, вёл и вёл нас к цели. Через некоторое время снова появился асфальт, но ненадолго. На очередном Т-образном перекрёстке мы повернули налево и через несколько сотен метров наш Яндекс-Навигатор доложил, что мы прибыли на место. Уже темнело, шёл дождь, пустая дорога и никаких признаков пещеры Шульган-Таш.

Уныние чуть было не охватило нас, когда я решил забить в Яндекс-Навигатор не «пещера Шульган-Таш», а «Капова пещера». Навигатор тут же ожил и показал нам дорогу дальше. Через пять минут мы были на месте. Ночь почти накрыла местный посёлок.

Заповедник Шульган Таш

Обойдя все местные гостиницы и гостевые дома в поисках жилья, мы остались ни с чем.

Гостевые дома

Пришлось ночевать в машине под стук дождя по крыше нашего Ларгуса на специальной стоянке, заплатив 250 рублей. Благо, машина у нас к этому хорошо приспособлена.

Автостоянка в заповеднике Шульган Таш

На следующее утро

Дождь лил, не переставая, всю ночь. Утром, проснувшись, пошли позавтракать в местное кафе, коих здесь превеликое множество, так же, как и сувенирных магазинчиков. Далее пошли покупать билеты на посещение пещеры. Кроме пещеры на проходной заповедника продавались билеты и на другие экскурсии. Список их виден на фотографии ниже. Заповедник открывается в 10:00 вместе с продажей билетов. Пришлось ждать целый час, но зато мы были первыми.

Добро пожаловать в заповедник

Купив билеты, мы пошли в пещеру. В условленном месте было место сбора туристов. Здесь наш экскурсовод — молодая девушка — рассказала нам правила посещения пещеры, и нам были выданы индивидуальные фонарики-шахтёрки. В отличие от других пещер, посещённых нами, Капова пещера не была освещена внутри.

Если вы соберётесь посетить пещеру Шульган-Таш, мой совет: возьмите фонарик помощнее. Выданные администрацией заповедника фонарики вызывали только суету. Узкие лучи не давали полного представления об увиденном.

Капова пещера

Перед входом в пещеру находится Голубое озеро, в которое из недр земли вливается река Шульган. Своим происхождением пещера Шульган-Таш обязана именно этой реке.

Голубое озеро в пещере Шульган Таш

В двух километрах к северу от пещеры река Шульган уходит в карст и, появившись из глубин в Голубом озере, далее впадает в реку Белую. За миллионы лет река образовала эту пещеру, одну из крупнейших на Урале. Пещера Шульган-Таш очень сложная по своей форме и имеет три этажа.

Река Шульган

Внушительный по размерам вход в пещеру находится на первом этаже. Длина его составляет 300 метров.

Вход в пещеру Шульган Таш

Попасть на второй этаж можно по вертикальному колодцу, но туристов туда не пускают, оставив его на изучение учёным.

Древняя наскальная живопись

Славится Капова пещера своими наскальными рисунками, открытыми в 1954 году в залах второго этажа.

Схема второго этажа Каповой пещеры

Во время осмотра мы смогли увидеть эти рисунки, но это всего лишь точные копии тех, что скрыты от глаз простых смертных.
Это пришлось сделать из-за того, что при посещении туристами наскальные рисунки стали блекнуть, появились следы вандализма. Для их сохранения вход туда был закрыт.

В пещере Шульган Таш

У этих рисунков есть одна особенность. Все животные нарисованы идущими в левую сторону, и лишь один мамонт идёт в обратном направлении (на фотографии он слева). Его прозвали диссидентом. Именно эти рисунки встречаются в школьном учебнике истории древнего мира за 5 класс.

Пещера Шульган Таш наскальная живопись

Памятник Валерию Нассонову

Недалеко от входа в пещеру находится памятник молодому спелеологу Валерию Нассонову. Валерий проныривал затопленный водой вход на задержке дыхания, но зацепился под водой за камень и утонул. Теперь это место называют «Галереей Нассонова».

Пещера Шульган Таш памятник Валерию Нассонову

Осматривая стены пещеры, можно увидеть различные аналогии. Вот это напомнило мне рыбу, подвешенную за хвост.

Хозяйка каповой пещеры

А это лицо хозяйки Каповой пещеры, следящей за всем здесь происходящим.

Пещера Шульган Таш хозяйка пещеры

Иногда встречаются просто интересные красивые образования наподобие вот этого.

Пещера Шульган Таш

Вообще, в отличие от других посещённых нами пещер, осматривая Капову пещеру, мы постоянно поднимались вверх.

Капова пещера

Сам маршрут имел кольцевой характер.

Пещера Шульган Таш

Проходя по этим лестницам не устаёшь удивляться увиденному. Широкие залы соединяются низкими проходами.

Капова пещера

Вот ещё одна шутка природы — изображение мыши в центре фотографии. Эту мышь никто не рисовал.

Спуск на выход происходил по другой лестнице.

Пещера Шульган Таш

Здесь мы ещё увидели изображения наскальной живописи: мамонтов, быков,

Пещера Шульган Таш наскальная живопись

лошадей и какие-то древние символы.

Наш экскурсовод подробно о них рассказывала, но всего не удержишь в памяти.

Постепенно подошли к выходу, экскурсия длилась больше часа, впечатлений, как говорится, выше крыши.

Пещера Шульган Таш

Вход в пещеру на выходе показал нам новые интересные ракурсы.

Вообще размеры входа впечатляют — 48Х18 метров. Фактически трёхэтажный дом.

Снаружи шёл дождь, про который мы забыли во время экскурсии.

Река Шульган

На прощание сделали фотки на мостике через речку Шульган.

Мост через реку Шульган

Почитали плакат, который не заметили перед входом в пещеру.

Добро пожаловать в заповедник Шульган Таш

На этом наше путешествие в пещеру Шульган Таш закончилось. Мы ещё немного побродили по парку заповедника, зашли в музей мёда, музей пещеры и направились к выходу. Впереди нас ждал самый большой водопад в Башкирии — Гадельша. Дождь лил, не переставая.

Пещера Шульган-таш на карте

Ниже я представляю карту проезда к заповеднику Шульган-Таш. Для получения подробностей просто увеличьте масштаб. На мобильных турбо-страницах карта не видна, чтобы её увидеть в конце страницы, кликните по ссылке «Перейти на оригинал» . Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Пещера Шульган-Таш, 2020 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.