Парк Сенгилеевские горы

Впервые о Национальном парке «Сенгилеевские горы» мы узнали из телепередачи Леонида Каневского «Следствие вели…». Особенностью передачи является то, что в ней довольно часто встречаются отклонения от основной темы, связанные с описанием достопримечательностей региона, в котором произошло преступление. Вот здесь-то мы и узнали, что есть такие Сенгилеевские горы в Ульяновской области и что они мелового происхождения. Это заинтересовало нас, и мы поставили перед собой задачу рано или поздно их посетить. Весной 2021 года мы это сделали.

Национальный парк «Сенгилеевские горы» находится на правом берегу Волги приблизительно в 50–60 километрах к югу от Ульяновска.

Как доехать на машине

Доехать до Национального парка несложно. Мы выехали из Самары. По трассе М-5 доехали до Сызрани и далее на перекрёстке со светофором свернули направо в сторону Ульяновска. Доехав до указателя на село Байдулино, свернули направо. По пути нам встретились сёла Молвино, Кротково, Елаур, Сенгилей, Тушна. Вот здесь, перед самым въездом в Тушну, после спуска и крутого поворота направо на 180 градусов, увидели вот этот указатель. В самом конце страницы представлена карта проезда ко входу в Национальный парк.

Парк Сенгилеевские горы Экологическая тропа "По следам сурка"

Перед поездкой на официальном сайте организации мы приобрели разрешения на право посещения парка. Стоимость для одного взрослого человека — 200 рублей. Присланное по электронной почте разрешение не обязательно распечатывать. Достаточно, открыв файл, показать его на своём гаджете.

Для посещения Национального парка здесь создана специальная туристическая тропа «По следам сурка».

Экологическая тропа "По следам курка"

У самого входа на тропе нас встретили два охранника. Они спросили разрешение на право посещения национального парка. Пройдя все формальности, мы отправились путешествовать по тропе «По следам сурка» с тайной надеждой увидеть это животное.

На входе прочитали немного информации о национальном парке.

Ознакомились с правилами поведения на тропе.

Экологическая тропа "По следам курка"

На туристической тропе «По следам сурка»

Погода в этот день подкачала. Была переменная облачность, и фотографии получились не такие яркие, как хотелось бы.

Национальный парк Сенгилеевские горы

Но всё равно настроение было хорошее. Мы любовались непривычным ландшафтом и всё пытались найти следы пребывания здесь сурков. Вскоре такая возможность представилась. На склоне этой горы мы увидели множество норок, довольно больших по сравнению с сусличьими. Сурки здесь есть, но выходить наружу они почему-то не собирались.

Нам понравилась девственная чистота здешних мест. Не было даже намёка на мусор.

Единственное, что напоминало здесь о присутствии людей, — это неширокая утоптанная тропинка, по которой мы шли. Посетителей, кстати, было немного. Фактически мы одни гуляли по этому парку.

Национальный парк Сенгилеевские горы

Меловые горные склоны мне ещё никогда не приходилось видеть. Отдельно стоящие сосенки добавляли красоту увиденному пейзажу.

Вот здесь я увидел голову и лапы с когтями какого-то лежачего, древнего, ископаемого животного.

Степь ещё не проснулась от зимнего сна. Зелёная трава только-только начинала пробиваться через прошлогодний сухостой.

Национальный парк Сенгилеевские горы

Можно представить, как этот пейзаж будет выглядеть летом. Бело-зелёные горы на фоне голубого неба.

Адонис весенний, или по-народному горицвет, уже пробил себе дорогу к солнцу.

Мы продолжали углубляться всё дальше и дальше в Национальный парк.

Национальный парк Сенгилеевские горы

В этом месте тропинка уходила вниз, в лощину между склонами.

Пейзаж резко изменился, теперь мы видели только склоны холмов. Внизу стало теплее. Сурки так и не появлялись.

Мимолётная встреча

Наконец мы увидели сурочью норку с близкого расстояния. Но ждать, что он когда-то выглянет из неё, мы, конечно же, не стали.

Сурковая нора

Зато услышали, как нам показалось, где-то в небе пронзительный короткий свист, повторяющийся из раза в раз. Покрутив головой в небе, не увидели ни одной птицы. Стали прислушиваться по сторонам. Свист продолжался где-то слева от тропинки. Неожиданно ему ответили справа. Мы поняли, что это сурки переговариваются между собой, предупреждая об опасности.

Национальный парк Сенгилеевские горы

Ещё немного покрутив головами, увидели, как одно животное высунулось из-за этого куста. Сурок сидел там. Подходить ближе было бесполезно. Сурки к себе не подпускали. Даже живя по соседству с людьми, они были очень осторожны. Это вам не суслики на Джилы-Су, которые бегали за нами, выпрашивая еды.

Сурковая нора

На вершине меловых гор

Наконец мы поднялись на самый верх меловых холмов. Сильный ветер дал о себе знать. Но холодно не было.

Опустились на землю, прилегли отдохнуть и, лёжа, стали обозревать местные красоты. Шелестящий в траве ветер ласкал наши уши, больше никаких звуков. Вот оно — единение с природой. Даже позавидовали немного суркам, живущим в этой красоте.

Помедитировав с полчаса на дикой природе, мы пошли дальше. Постепенно стали приближаться к спуску. Вот здесь началось самое интересное.

Меловые склоны

Тропинка пошла между меловых склонов. Такого количества мела я ещё никогда не видел.

Сенгилеевские меловые горы

Подняли на пробу несколько кусочков. Мел писал даже на ладони. Сколько мела!!! А в супермаркетах продают школьный мел из Китая.

Наше путешествие заканчивалось. Продолжая спускаться по меловой дорожке, мы смотрели по сторонам.

Кругом был мел. Понятно, что природный мел был с примесью различных природных включений, но встречались и абсолютно чистые куски.

Сенгилеевские меловые горы

Я поднял один из таких кусков. Его, наверное, хватило бы на целый учебный год какой-нибудь школе писать на доске.

Натуральный мел

Спуск закончился. Мы подошли к тому месту, откуда отправились в это путешествие, но с другой стороны.

Сенгилеевские меловые горы

Наша «Савраска» терпеливо ждала нас у забора, готовая к новым поездкам. Сделав последнюю фотографию, мы поехали дальше обозревать достопримечательности Ульяновской области.

Экологическая тропа "По следам сурка"

Национальный парк Сенгилеевские горы на карте

Ниже я представляю карту проезда к месту, откуда мы начали и где закончили обозревать парк «Сенгилеевские горы». На турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Национальный парк Сенгилеевские горы, 2021 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.