Где находятся

Если честно, пещеры Нохъо мы посетили случайно. После посещения Сулакского каньона мы ехали в парк семейного отдыха «Главрыба». При подъезде к посёлку Ново-Зубутли слева от дороги на широком перекрёстке увидели вот это сооружение. Решили заехать посмотреть, что это за пещера «Нохъо», и не ошиблись. Увиденное превзошло все наши ожидания. В самом конце этой страницы представлена карта проезда к пещере «Нохъо». Слово «Нохъо» с аварского языка переводится как пещера. Насколько я понял, Нохъо — это имя собственное в названии пещеры.

Проехав несколько сотен метров, увидели этот павильон. Внутри оказалось кафе, а в проходе с левой стороны кассы для продажи билетов на посещение пещер. Стоимость билета 500 рублей в рабочие дни, в выходные — 700 рублей. Пенсионных скидок нет. Мы приехали в субботу, пришлось платить повышенную цену. Впоследствии мы об этом не пожалели.

Касса

После билетного контроля по не очень широкой тропе отправились навстречу новым приключениям. Обязательным условием здесь было наличие предохраняющей каски на голове. Впоследствии мне пришлось в этом убедиться. С высоты перед нами открылся красивый пейзаж на реку Сулак и её окрестности. Недалеко от этого места находится Миатлинская ГЭС — вторая в каскаде ГЭС на реке Сулак.

Дагестан Река Сулак

Вскоре начался длинный спуск по металлической лестнице. В этот момент я с грустью подумал о том, что придётся впоследствии подниматься и назад. При жаре более 35 градусов это было немного затруднительно.

Но от увиденной впереди картины мысли о подъёме улетучились сами собой. Вспомнив наше недавнее посещение Сулакского каньона и осознавая, что внизу протекает река Сулак, в голову пришла мысль, что это ведь продолжение самого Сулакского каньона. Противоположные склоны каньона здесь были настолько близки, что между ними было проложено два висячих моста длиной всего метров 30-40.

Пещеры Нохъо Ворота Сулакского каньона

В обоих направлениях по мостам двигались люди и перспектива оказаться на этих мостах немного защекотала нервы.

Пещера «Нохъо»

Наконец-то мы спустились вниз и подошли вот к этим воротам. Надпись из веток над входом в пещеру гласила, что мы на верном пути.

Пещеры Нохъо

Когда мы вошли внутрь, мне всё стало ясно. Пещера «Нохъо» рукотворная, и сотворили её специально для того, чтобы можно было подойти к самому узкому месту Сулакского каньона. Внутри пещера освещена. Тут я не раз убедился, что выданные нам каски — не просто элемент декора. Несколько контактов о верхний свод пещеры всё-таки произошло.

Внутри пещеры мы попали в объятия приятной прохлады, что было не лишним в жаркий день. Предполагаемой таинственности пещерного пространства у меня здесь не наступило, просто любопытство и не более. Обычный каменный тоннель с ответвлениями. Правда, на стене вдруг увидел необычный арт-объект — козлиную шкуру. Для чего она здесь висит и по какому поводу осталось неизвестным.

Через несколько десятков метров пещерного пространства вышли на свет божий.

Пещеры Нохъо

Здесь я впервые задумался о строителях этого замечательного комплекса. Это как же надо было извернуться, чтобы построить на вертикальном склоне все эти сооружения.

Подвесной мост

Впереди был подвесной мост, на который пускали не более пятнадцати человек. Дождавшись своей очереди, вступили на качающийся помост. Здесь эмоции у меня зашкалили. Открывшиеся виды широко раскрыли глаза. Где-то рядом журчала вода.

Пещеры Нохъо Сулакский каньон

Мы вновь встретились с Сулакским каньоном. Но на этот раз мы были не рядом с ним. Здесь мы были внутри него. Мы находились между высоченных вертикальных скал, при этом опора под ногами раскачивалась в такт многочисленных шагов.

Это, наверное, самое узкое место Сулакского каньона. На мосту нельзя было останавливаться. Любоваться красотой каньона приходилось на ходу.

В сознании немного не укладывалось: неужели я вижу всё это воочию?

Ворота Сулакского каньона

Когда перешли на противоположный склон, обернулись назад. Вот она — причина журчащей воды. Мы были рядом с живописным водопадом, но увидеть его получилось только с противоположной стороны.

Пещеры Нохъо Подвесной мост

При виде подобных пейзажей я всё время удивляюсь мощи природы. Какая же сила развернула эти пласты, некогда бывшие горизонтальными? Понятно, что это последствия тектонических процессов в земной коре, но тем не менее… Это было самое узкое место каньона. На картах оно так и обозначено — Ворота Сулакского каньона.

Пещеры Нохъо Сулакский каньон

На всём протяжении нашего общения с Сулакским каньоном в самом его низу протекала река Сулак нежно-лазурного цвета. Что-то сказочное, неестественное было в её водах. Обычно водоёмы с водой такого цвета видим на различных заграничных курортах. А здесь Кавказ — Россия.

Ворота Сулакского каньона

На противоположном склоне пещеры «Нохъо» продолжились. Всего их здесь три.

Пещеры Нохъо

Их прорубили для прохода к нескольким смотровым площадкам, а также к нижней станции местного зиплайна.

Пещеры Нохъо Сулакский каньон

Полюбовавшись местными красотами, мы стали пробираться ко второму мосту.

Пещеры Нохъо Подвесной мост

Чтобы не создавать лишней толкотни, здесь проложен второй мост, на этот раз вантовый. На нём же устроили станцию для любителей джампинга. Как мне показалось, раскачка вантового моста была даже больше, чем подвесного.

Пещеры Нохъо Ворота Слакского каньона

Перебравшись на противоположную сторону, мы начали изнурительный подъём по металлической лестнице назад. Это был тяжёлый подъём. Жара усугубляла ситуацию. Даже молодёжь, идущая за нами, ныла от неимоверных усилий. Сердечникам я бы не посоветовал этого экстрима. Одной женщине на наших глазах стало плохо. Родственники кинулись её откачивать, поливая остатками воды из бутылки, кажется, всё обошлось.

Пещеры «Нохъо» на карте

Ниже я представляю карту проезда к Пещерам «Нохъо». На мобильных турбо-страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Пещеры Нохъо 2023 год.

Путешествуем по России на машине

Присоединяйся к нам и начни путешествие уже сегодня.